Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 726 
Next page End  

  Интеграция или отчаяние, отвращение  Генеративность или стагнация  Интимность или изоляция   Сексуальная поляризация или бисексуальная спутанность Лидерство и товарищество или смущение перед авторитетом Идеологические обязательства или смешение ценностей
наши дни гораздо больше, чем прежде. Многие творческие личности боролись с проблемой
идентичности, изобретали новый вид карьеры или вводили для себя новые социальные роли.
Некоторые люди, обладающие особенно богатым воображением, ввели профессиональные новшества и
предложили другим новые ролевые модели. Фрейд, например, начинал карьеру заурядного врача-
невролога и только в середине жизненного пути предложил себе (и многим другим) новую роль, став
первым в мире психоаналитиком.
Табл. 8.3 показывает роль ранних стадий жизненного цикла в развитии здорового чувства
идентичности (столбцы). Таблица также отражает взаимосвязь стадий в период кризиса идентичности
(строки).
Таблица 8.3. Идентичность и восемь стадий развития (Источник: Erikson E., Identity, Youth and Crisis.
1968. New York, p. 94.)
VIII. Старость
VII. Зрелость
VI. Молодость
V. Отрочество
Перспектива
во времени
или тупик
Уверенность
в себе или
застенчивость
Ролевое
экспериментирование
или фиксированная
роль
Ученичество или
неспособность
работать
Идентичность
спутанной
идентичности
IV. Школьный
возраст
Трудолюбие или
неполноценность
Целевая идентиф
или ощ
бесполезности
III. Дошкольный
возраст
Инициативность или
чувство вины
Ожидание роле
ролевое торможе
II. Раннее
детство
Автономия
или стыд и
сомнение
Желание быть
или сомнение в с
I. Младенчество
Базовое
доверие или
базовое
недоверие
Взаимное узн
или аутист
изоляция
Психоистория
Эриксон еще более расширил сферу психоанализа, изучая биографии крупных исторических
личностей. Анализируя их психологическое развитие, он пришел к пониманию того психологического
воздействия, которое они оказывали на современников. Интерес к соединению психоанализа с
изучением истории возник у Эриксона, когда он переехал из Европы в США. В Европе к власти пришел
Гитлер. На корабле по пути в Америку Эриксон сформулировал основные причины, по которым
немецкая молодежь потянулась за Гитлером. События в Германии глубоко потрясли Эриксона. Хотя он
и родился в Дании, но в Германии вырос и считал ее своим домом. Теперь же некоторые из его
немецких друзей превратились в нацистов и убивали других школьных друзей и приятелей с такими же,
как у Эриксона, еврейскими корнями. Эриксон анализировал происходящее, не списывая нацистов в
категорию «иных» людей, отличных от остальной части человечества. Эти заметки легли в основу
понятия психоистории, появившегося в главе о Гитлере в книге «Детство и общество».
«Психоистория — это изучение частной и коллективной жизни с использованием методов
психоанализа и истории... На каждом берегу следует возвести укрепления, чтобы построить мост между
Hosted by uCoz