Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 726 
Next page End  

ними. Однако на готовом мосту должно быть обеспечено двустороннее движение транспорта. Как
только это произойдет, история окажется снова просто историей, хотя в то же время будет осознан факт
ее погруженности в скрытое, окольное психологическое движение, теперь — открытое и понятое.
Кроме того, психоанализ, благодаря своим историческим детерминантам, станет сознательным, а
выражения вроде «история болезни» или «история жизни» перестанут быть просто фигурами речи»
(Erikson, 1974, p. 13).
Психобиография
Эриксон внес значительный вклад в развитие исторических исследований, применив
психоаналитические методы для реконструкции жизненного пути исторических фигур. Он сочетал
клинический подход с историческим и социальным анализом и разработал форму психобиографии.
Эриксон осознал, что, переходя от истории болезни к истории жизни, психоаналитик обязан расширить
сферу своих интересов и принять во внимание деятельность субъекта в контексте возможностей и
ограничений внешнего мира. Оценка взаимодействия психологических и социальных событий, в свою
очередь, повлияла на теоретические разработки Эриксона. Помимо книг о Мартине Лютере и Махатме
Ганди, Эриксон исследовал в форме психобиографии личности Максима Горького, Адольфа Гитлера,
Джорджа Бернарда Шоу, Зигмунда Фрейда, Томаса Джефферсона и Вудро Вильсона.
Нет существенной разницы между психологическими биографиями и историями болезни. Изучая
историю болезни, врач обычно пытается понять причины, по которым у пациента появились
психические или эмоциональные проблемы. В истории жизни ученый осмысляет творческий вклад,
который человек сделал, вопреки всем конфликтам, комплексам и кризисам.
«Итак, существуют великие взрослые. Они на самом деле повзрослели и считаются великими из-
за того, что их чувство идентичности выходит далеко за пределы навязанных ролей. Их видение
открывает новые возможности и реалии, а их талант общения оживляет действительность» (Erikson,
1987, р. 335).
Исследование «великих людей»
В психобиографиях Эриксон объединил подход опытного психоаналитика и подробное
исследование критических периодов жизни влиятельных людей. Особенно его интересовали мужчины
и женщины, конфликты идентичностей которых отражали конфликты их времени и чье величие
заключалось в том, что найденное ими разрешение своего кризиса идентичности становилось моделью
для множества будущих поколений. Это были люди, внутри которых происходила жестокая борьба.
Возрастные кризисы, казалось, одолевали их особенно сильно. Каждый из этих людей настойчиво и
сосредоточенно добивался разрешения своих проблем.
В первой психобиографии Эриксон изложил фундаментальный подход к изучению великих
мужчин и женщин. По мнению Эриксона, мы должны восхищаться Лютером за то, что он стремился
поднять свои личные проблемы до уровня всеобщих и пытался разрешить для всех людей ту проблему,
которую не мог решить для себя (Erikson, 1958, р. 67).
Изучая Ганди, Эриксон в какой-то степени возвратился к своему прежнему почитанию Фрейда.
Ему казалось, что Ганди и Фрейд стремились освободить людей, что они создали новые социальные
формы, новые роли и идентификации и ими обоими двигала любовь к истине.
Несмотря на то что все великие были людьми творческими, энергичными и сильными, в их
жизни случались несчастья, их одолевали тревоги и страх. В жизни таких людей доминировало чувство,
сохранившееся с детских лет, что они должны что-то решить или исправить. В детстве они были
послушны и привязаны к отцу. У таких людей часто рано развивалась обостренная совестливость, они
уже в юности начинали думать о своем предназначении и высших человеческих ценностях и иногда
были уверены в том, что несут особую ответственность за часть человечества. Эти продуктивные
личности легко могли превратиться в неудачников или чудаков, если бы не их способности, энергия,
сосредоточенность и преданность идеям.
Hosted by uCoz