Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 726 
Next page End  

и интересов. Безграничное трудолюбие приводит к преувеличенной оценке собственных способностей.
Чрезмерное чувство идентичности, жесткое и негибкое, вероятно, будет дисгармонировать с
реальностью, и т. д.
Негативная идентичность
Наше ощущение идентичности всегда включает позитивные и негативные элементы. В него
входит то, чем мы хотим стать, и то, чем мы быть не желаем. В крайне негативных социальных условиях
у большинства молодых людей нет возможности посвятить себя масштабным позитивным целям.
Примером может служить нацистская Германия.
Отсутствие здорового чувства идентичности может выражаться во враждебном отношении к
имеющимся социальным ценностям и общественным целям. Эта враждебность включает любой
ролевой аспект: сексуальность, национальную или классовую принадлежность, происхождение. Дети из
семей иммигрантов часто с презрением относятся к происхождению своих родителей, а дети из
обеспеченных семей могут отвергать все американское и переоценивать все иностранное. Многие
трудные подростки предпочитают нейтральной модели образ «плохих парней». Таким образом, выбор
негативной идентичности основан на ролях, которые кажутся нежелательными или опасными. Если
подросток не в состоянии выбрать позитивную роль, он выбирает негативную. Сюда может входить
образ наркодилера, модель проститутки или любая другая роль, соответствующая образу неудачника и
изгоя.
«Опыт коренится в основании тела» (Erikson, 1963, р. 108).
Структура
Тело
По мнению Эриксона, роль телесных ощущений особенно важна на ранних стадиях. Позже
развитие физических и интеллектуальных навыков определяет способность человека к тому, чтобы
приобрести уверенность в себе и выбрать роли, имеющие спрос в сложном современном обществе. Так,
например, здоровые дети чувствуют себя увереннее по мере того, как их тело растет. Они сами
становятся более крепкими и ловкими и оказываются в состоянии овладеть более сложными навыками.
Будучи психосоциальным теоретиком, Эриксон осознавал взаимодействие телесных,
психологических и социальных процессов и сил. Он разделяет классическую фрейдистскую точку зрения
о том, что биологические импульсы являются фундаментальными. Однако Эриксон указывает, что эти
импульсы подвержены социальным влияниям.
«Каждая стадия развития придает прошлому и будущему новые очертания, создает новую
комбинацию влечений и защитных реакций, высвобождает новые способности, которые подходят для
постановки задач и раскрытия возможностей личности, открывая новый, более широкий круг значимых
для человека встреч и отношений» (Erikson, 1964, р. 166).
Социальные взаимоотношения
Основной эпигенетический принцип Эриксона гласит: «Можно сказать, что личность
развивается постепенно, в соответствии с готовностью развиваться самого человеческого организма,
вместе с готовностью человека интересоваться более широким кругом людей и взаимодействовать с
ними и общественными институтами» (1968, р. 92-93).
Социальные взаимоотношения играют главную роль практически на всех стадиях развития.
Отношения с родителями, семьей и сверстниками являются решающими на первых пяти стадиях.
Появление чувства идентичности строго обусловлено утверждением подростка в обществе ровесников.
Стадия близости открывает возможность для более глубоких социальных взаимоотношений. Следующая
качественная перемена происходит на стадии генеративности, когда люди учатся заботиться, кормить и
Hosted by uCoz