Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 726 
Next page End  

воспитывать тех, кто младше, слабее и ничего не знает об окружающем мире.
Воля
Эриксон подробно останавливается на развитии воли, описывая стадию «автономии против
стыда и сомнения». Развитие здоровой и сбалансированной воли (а также доброй воли) продолжается в
течение всей жизни. Решающим для достижения здорового ощущения идентичности является вера в то,
что «я — тот, кем я сам хочу быть».
Традиционный психоанализ прежде всего исследует личностную концепцию реальности, мысли,
эмоции и особенно поведение человека. Эриксон делает акцент, в частности, на значении воли и
поступка в мире. Одна из целей психоанализа — «восстановить продуктивное взаимодействие
психологической реальности и исторической действительности» (1964, р. 201) и интегрировать
внутренние субъективные переживания с внешними действиями и событиями. По Эриксону,
реальность относится к «миру феноменального опыта, воспринятого с минимальным искажением». Хотя
искажение и непонимание в какой-то степени неизбежны, Эриксон подчеркивает необходимость
понимания реальности как «сферы причастности, разделенной между участниками» (1964, р. 165).
Возвращаясь к классическому случаю Доры из практики Фрейда, Эриксон критикует
предшественника за то, что хотя Фрейд и провел блестящий анализ динамики и искажений психики
своей пациентки, но он не учел ее беспомощности и бессилия в кругу семьи среднего класса. Дора
проходила курс лечения у Фрейда в течение трех месяцев. Тогда ей было 19 лет, и отец Доры попросил
Фрейда «образумить девочку». Господин К., друг семьи, сделал ей предложение, когда девушке было 16.
Выяснилось, что отец Доры состоял в любовной связи с женой господина К. и, похоже, весьма
снисходительно отнесся к ухаживаниям господина К. за своей дочерью. Еще больше осложняло дело то
обстоятельство, что члены обеих семей делали Дору доверенным лицом — ее отец, мать, господин и
госпожа К. Дора в данной ситуации пыталась противостоять воле родителей. Фрейд рассматривал ее
поведение как притворство и игру, однако Эриксон с ним не соглашается. Он считает, что Дора активно
боролась за честность и верность, за те качества, которые отсутствовали в знакомых ей моделях
взрослого поведения.
Успешный поступок требует наличия одновременно социальных и исторических условий и
возможностей, а также наличия у человека собственной воли. Точно видеть — еще не значит
действовать эффективно.
Эмоции
Как психоаналитик Эриксон подчеркивает эмоциональный компонент психологических
процессов. Осознание значения эмоций присутствует во всех его теоретических разработках. В области
теории его привлекало объединение новых когнитивных и исторических данных и психоанализа.
Однако Эриксон не выделяет эмоции в отдельный аспект психологических процессов.
Интеллект
Как и эмоции, интеллект считается основным элементом психологических процессов. Эриксон
не отводит интеллекту какую-то особую роль. Однако он подчеркивает решающую роль
интеллектуальных способностей в формировании чувства уверенности в тот период, когда человеку
приходится справляться с задачами технологического общества, формировать чувство идентичности,
выбирать приемлемую профессию и роль в обществе.
Самость
Согласно эриксоновской теории, ощущение идентичности включает как идентичность эго, так и
развитие ощущения самости (self).
«Эго надо понимать как главную и отчасти бессознательно действующую причинность, которая
Hosted by uCoz