Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 726 
Next page End  

идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций. Но это новое целое
качественно отличается от суммы его частей. При благоприятных обстоятельствах у детей рано
начинает формироваться ядро собственной идентичности. Зачастую они вынуждены защищать ее от
вынужденной сверхидентификации с одним или обоими родителями. Эти процессы у пациентов плохо
поддаются изучению, так как невротическая самость быстро становится жертвой сверхидентификаций,
изолирующих юного человека от собственной зреющей идентичности и от окружения (Erikson, 1963, р.
238-241).
Итоги главы
- Эриксоновская модель цикла человеческой жизни состоит из восьми стадий. Она интегрирует
развитие и созревание человеческой личности от рождения до старости.
- Каждая стадия может иметь положительный и отрицательный результат. Развитие личности
продолжается всю жизнь.
- Каждая последующая стадия обусловлена развитием предыдущей; этот процесс схож с
развитием эмбриона.
- Человеческая личность развивается по установленным ступеням или стадиям. Развитие
личности зависит от готовности человека общаться и взаимодействовать с более широким кругом
людей. Каждая стадия системно связана с остальными и должна проходить в заданной
последовательности.
- Каждая стадия характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта
задача должна быть выполнена, а кризис успешно разрешен для освоения последующей стадии.
- Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период
кризиса. Этот процесс дает возможность личности развивать новые отношения и навыки. После
успешного разрешения кризиса у человека развиваются большая способность суждения, внутренняя
цельность и способность действовать эффективно.
- Модель Эриксона уделяет особое внимание позитивным атрибутам и способностям,
приобретаемым на каждой стадии. Эти способности и силы считаются врожденными и
характеризуются ощущением позитивной силы и потенциала.
- Каждая стадия — это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и
недоверия. Оба полюса — крайности, золотая середина находится в промежутке между ними. Элементы
каждого полюса динамично присутствуют в здоровой личности.
- Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго-психологии. Некоторые
аспекты идентичности включают в в себя чувство индивидуальности, целостности и тождества,
ощущение синтеза и цельности и чувство социальной солидарности.
- Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.
- Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к
существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность
посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль.
- Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства
идентичности.
- Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении
частной и коллективной жизни.
Ключевые понятия
Автономия против стыда и сомнения (Autonomy versus shame and doubt). Вторая стадия, на
которой ребенок по-новому взаимодействует с миром, а ощущение независимости растет вместе с
чувством свободного выбора. На этой стадии осваивается сила воли, которая позднее создает базу для
признания взрослым человеком духа справедливости, проявляющегося в социальном институте закона.
Hosted by uCoz