Navigation bar
  Print document Start Previous page
 224 of 726 
Next page End  

Базисное доверие или базисное недоверие (Basic trust versus basic mistrust). Первая стадия
развития, на которой формирование у младенца ощущения своего «я» напрямую зависит от
тщательности заботы о ребенке. В результате этой стадии возникает сила надежды, лежащая в
основании развития настоящей веры.
Генеративность против стагнации (Generativity versus stagnation). Седьмая стадия включает
интерес к творчеству и продуктивности в работе и личной жизни, к детям, идеям, продуктам и
принципам. На этой стадии развивается способность заботы.
Идентичность (Identity). Этот термин включает чувство индивидуальности, целостности и
тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности. Понятие идентичности
имеет как социальные, так и психологические аспекты.
Идентичность против спутанной идентичности (Identity versus identity confusion). Пятая
стадия — период, когда подросток сомневается в ролевых моделях и идентификациях прошлого. В этот
период перехода от детства к зрелости главным становится вопрос «Кто я?» Верность — базовая
способность этой стадии, формирующая основу идентичности человека, когда он или она сталкивается с
необходимостью выбрать систему ценностей и карьеру.
Инициатива против вины (Initiative versus guilt). Третья стадия. Базовая деятельность игра.
Сила данной стадии — намерение, основанное на фантазии и игре, формирующих зачатки драмы, танца
и ритуала во взрослой жизни.
Интимность против изоляции (Intimacy versus isolation). Шестая стадия. В этот период
возникает чувство зрелой ответственности и одновременно независимости от родителей и школы.
Устанавливаются близкие взаимоотношения с окружающими. Критический момент данной стадии —
подлинная взаимность с любовным партнером, а любовь, проявляющаяся в подлинной близости и
взаимности — сила, которая в ней проявляется.
Кризис идентичности (Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают
или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль.
Кризис развития (Crisis in development). Это поворотный пункт каждой стадии развития. В
период кризиса возникают и проверяются навыки и способности данной стадии.
Психобиография (Psychobiography). Изучение жизни исторических фигур в перспективе
психоанализа. Этот подход отличается от истории болезни, когда психотерапевт пытается выяснить
причины возникновения проблем у пациента. Изучение истории отдельной жизни построено на
понимании того, как личности удается внести творческий вклад в жизнь вопреки всем комплексам,
конфликтам и кризисам.
Психоистория (Psychohistory). Исследование, сочетающее исторические и психоаналитические
методы, рассматривающее частную и общественную жизнь.
Трудолюбие против неполноценности (Industry versus inferiority). Четвертая стадия. Переход от
игры к ощущению работы. Сила этой стадии — компетентность, базирующаяся на развитии
практических навыков, общих способностей и ощущения хорошо сделанной работы.
Целостность против отчаяния (Integrity versus despair). Восьмая стадия. Период столкновения
с предельными заботами. Развивается способность видеть жизнь как единое целое и ощущение
перспективы. В случае, если человек не приобрел чувство согласия с собой, эта стадия порождает
отчаяние. Сила этой стадии — мудрость, возникающая в конфликте отчаяния и целостности в свете
предельных забот.
Аннотированная библиография
Coles, R. (2000). The Erik Erikson reader. New York: Norton.
Книга включает работы, написанные на протяжении всей научной карьеры Эриксона, и
прослеживает влияние его идей на психологию детского развития, индивидуального развития в течение
всей жизни, лидерства и нравственного формирования.
Erikson, E. (1963). Childhood and society (2d ed.). New York: Norton.
Первая и наиболее значительная книга Эриксона. Работа включает наиболее подробные
Hosted by uCoz