Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 726 
Next page End  

подобной защиты. Райх усмотрел связь этих защитных реакций со специфическими проявлениями
защитных функций мускулатуры. Другими словами, всякий образчик защитной реакции личности
характеризуется соответствующими жестами и позами. В своей терапевтической деятельности Райх
неустанно подчеркивал необходимость ослабления и в конечном счете полного устранения мускульных
защитных реакций при одновременном анализе имеющегося психологического материала. Таким
образом, терапевт получает возможность облегчить процесс психоанализа, во время которого пациент
высвобождает собственные эмоции, заблокированные мускульным панцирем, выкованным еще в
раннем детстве.
Если пациента лечить, и лечить достаточно долго, то благодаря анализу он непременно придет к
управляемой и удовлетворительной генитальной жизни (Reich, 1976, р. 17).
Позднейшие труды Райха, связанные с жизненной энергией, или энергией оргона, в
значительной степени основаны на фрейдовской концепции либидо. Поздние теоретики психоанализа
склонны преуменьшать значение этой концепции; Фрейд, однако, особенно в своих ранних работах,
считал либидо подлинной психической энергией, которая потенциально поддается измерению.
«[Либидо] обладает всеми количественными характеристиками (хотя у нас нет пока инструмента
для его измерения) и способно возрастать, уменьшаться, перемещаться, разряжаться; оно
распространяется по следам мыслей и понятий, оставленных в нашей памяти, подобно тому как
электрический разряд распространяется по поверхности тела» (Freud in: Rycroft, 1971, p. 14-15).
Райх расширил фрейдовскую теорию либидо, включив в это понятие все основные
биологические и психологические процессы, протекающие в человеческом организме. Он полагал, что
чувство удовольствия, например, характеризуется движением энергии от центра организма к периферии
и далее во внешний мир, что беспокойство есть втягивание организмом энергии, то есть движение ее из
внешнего мира обратно в организм. В конце концов Райх стал рассматривать терапию как процесс,
который систематическим разблокированием мышечного панциря позволяет энергии свободными
потоками перемещаться по телу. Он полагал, что блокировка мышечного панциря искажает и разрушает
естественные эмоции и, в частности, подавляет сексуальность и препятствует оргазму. Райх, как и Юнг,
в своих исследованиях проходил через различные пласты сознания и бессознательного личности,
расширяя и углубляя уровни ее функционирования (Conger, 1988). Но ни одна из его работ не была
принята Фрейдом и его последователями.
«Все наши неврозы есть результат застоя (сдерживания) сексуальной энергии... Каждодневный
клинический опыт не оставляет никаких сомнений: устранение сексуального застоя оргазменным
выбросом само по себе устраняет всякое проявление невроза» (Reich, 1961, р. 189).
Марксизм
Попытки Райха примирить два, пожалуй, самых значительных течения современной западной
мысли — теории Фрейда и Маркса — побудили его посвятить этому предмету несколько своих книг
(Robinson, 1969). В них он утверждал, во-первых, что психоанализ — это «материалистическая наука»,
которая имеет дело с. реальными переживаниями и нуждами человека; во-вторых, что эта наука
опирается на диалектический метод анализа и разрешения конфликтов в психике человека; и, в-третьих,
что психоанализ — наука революционная в том смысле, что критику Марксом буржуазной экономики
она дополняет критикой буржуазной морали, в основе которой лежит подавление сексуальности.
«Любой общественный порядок вырабатывает в каждом члене общества такие характерные
особенности, какие требуются данному порядку для достижения его собственных целей» (Reich, 1970b, p.
23).
В своем труде под названием «Массовая психология фашизма» (1970b) Райх проводит глубокий
анализ корней всякой идеологии в характере индивида; тема эта, по его мнению, Марксом была
разработана недостаточно. За двадцать лет до того, как проблемы теории авторитарной личности стали
популярны в социальных науках, Райх уже пытался понять связь между предрасположенностью немцев
к авторитаризму и формированием личности у немецких детей из мелкобуржуазных семей.
В психоаналитических кругах политические интересы Райха возбудили даже большую полемику,
чем его теоретические идеи. В тяжелом политическом климате Австрии и Германии 30-х годов членство
Hosted by uCoz