Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 726 
Next page End  

Тело
В известном смысле, вся деятельность Райха носит телесно ориентированный характер. Он
всегда утверждал, что тело — это основа всей нашей психической деятельности. Райх полагал, что оно
играет решающую роль в накоплении и переброске биоэнергии, без чего не может быть ни
человеческого существования, ни опыта.
Человеческий разум и человеческое тело Райх рассматривал как неделимое единство. Его
деятельность явилась предвестником холистической медицины. Кроме того, он предвидел
возникновение у исследователей интереса к невербальным коммуникациям в таких областях, как
психология, антропология и социология.
Как говорилось ранее, Райх постепенно продвигался от аналитической практики, результаты
которой зависели исключительно от обмена языковыми сообщениями, к исследованию как физического,
так и психологического аспектов личности и характерного панциря. И здесь он подчеркивал важность
разрушения мышечного панциря, с тем чтобы позволить энергии оргона свободно перетекать в пределах
человеческого тела.
Социальные связи
С точки зрения Райха, социальные связи человека определяются характером каждого индивида.
Большинство людей видят мир как бы сквозь щели своего панциря, который не позволяет им ни
наладить контакт со своей внутренней природой, ни установить удовлетворительные отношения с
другими людьми. Только генитальный характер, которому удалось ослабить жесткие тиски своего
панциря, способен открыто и искренне общаться с другими.
«Природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех становятся вещами
несовместными в результате трещины, которая прошла по всей структуре человеческой личности.
Единство и гармония культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности, которых
человечество жаждало с незапамятных времен, останется мечтой, пока человек осыпает проклятиями
биологическую потребность естественного (оргастического) сексуального удовлетворения. И пока это
требование не исполнено, подлинная демократия и свобода, в основе которых лежит сознательность и
ответственность, обречены на то, чтобы оставаться иллюзией» (Reich, 1973, р. 8).
Райх глубоко верил в провозглашенные Марксом идеалы «свободной организации, где свободное
развитие каждого является
условием свободного развития всех» (Boadella, 1973, р. 212). Райх
сформулировал концепцию рабочей демократии, естественной формы социальной организации, в
которой все люди гармонично сотрудничают друг с другом для взаимного удовлетворения собственных
потребностей и интересов. Эти принципы он пытался реализовать в деятельности организованного им
Института оргона.
Воля
Сам Райх непосредственно не занимался проблемами человеческой воли; тем не менее он
постоянно подчеркивал роль осмысленного действия в работе и в семейной жизни.
«Ты не прилагаешь никаких усилий, чтобы заставить свое сердце биться или ноги двигаться,
точно так же ты не прилагаешь никаких усилий, чтобы искать и находить истину. Истина в тебе самом,
она выполняет свою работу точно так же, как выполняют свою работу сердце или глаза, хорошо или
плохо, неважно, но всегда в согласии с твоим организмом» (Reich, 1961, р. 496).
«Вовсе не обязательно заниматься чем-нибудь особенным или таким, чем раньше никто не
занимался... От нас требуется лишь не стоять на месте и продолжать делать то, что мы делаем каждый
день: трудиться, стараться, чтобы наши дети были счастливы, любить наших жен» (Reich, цит. по:
Boadella, 1973, р. 236).
Райх непременно согласился бы с Фрейдом в том, что признаком зрелого человека является
способность любить и работать.
Hosted by uCoz