Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 726 
Next page End  

слишком ли выпирает назад таз? Расположены ли колени непосредственно над ступнями? И ступни,
расположены ли они прямо или же развернуты внутрь либо наружу?
Внимательно оглядите партнера спереди, с боков и сзади. Попросите его медленно пройтись, а
сами понаблюдайте за ним со всех сторон. И наконец, попросите его встать спиной к прямой
вертикальной линии, начерченной на стене (здесь может вполне подойти линия, образуемая торцом
двери), чтобы рассмотреть расположение отдельных частей его тела относительно друг друга более
внимательно.
Затем вместе обсудите результаты ваших наблюдений. Предметом обсуждения может, например,
быть соотношение осанки и предполагаемого панциря. Кроме того, попробуйте имитировать осанку
вашего партнера, пройдитесь перед ним, обратив его внимание на все особенности, которые вам
удалось заметить. Затем поменяйтесь ролями.
Это упражнение ни в коем случае не должно носить критический характер ни по отношению к
вам самим, ни по отношению к вашему партнеру. Совершенной осанки нет ни у кого. Ваши наблюдения
должны быть объективны и позитивны, и точно так же постарайтесь воспринимать их из уст вашего
партнера.
---
Сенсорное самосознание
Система повышения сенсорного самосознания делает акцент на релаксации и концентрации
нашего внимания в точке непосредственного переживания. Внимание здесь должно быть сосредоточено
на непосредственном восприятии и отделении собственных ощущений от усвоенных прежде
интерпретаций, которые всегда накладываются на наши переживания. Простейший акт восприятия
может обогатить нас поразительным и богатым опытом, от которого мы нередко отгораживаемся тем,
что по большей части «живем головой». Это требует от нас достаточной восприимчивости, чувства
самосознания и внутреннего покоя, способности наблюдать за происходящим, не вмешиваясь в ход
событий.
Система сенсорного самосознания преподается в Соединенных Штатах Шарлоттой Селвер
(Charlotte Server), Чарльзом Бруксом (Charles Brooks) и их учениками.
Изучение этого рода деятельности представляет собой целостное функционирование нашего
организма в воспринимаемом нами мире, частью которого все мы являемся, — наша персональная
экология: как мы ведем себя в той или иной сфере деятельности, как мы относимся к другим людям и
вещам, как мы с ними связаны, как мы чувствуем себя в различных ситуациях. Мы стремимся
обнаружить, что именно в этом функционировании естественно, а что обусловлено чем-то иным, в чем
заключается наша сущность, какого рода эволюция заставила нас приспособиться таким образом, чтобы
поддерживать связь с остальным миром, и что стало нашей, как Шарлотта любит это называть, «второй
природой», которая заставляет нас держаться подальше друг от друга (Brooks, 1974, р. 17).
С обретением способности к сенсорному самосознанию люди получают возможность снова
вступить в контакт с собственным телом и собственными ощущениями. Только дети обычно
поддерживают такой контакт постоянно, но, взрослея, они постепенно теряют эту способность. Потеря
самосознания начинается в довольно раннем возрасте. Родители имеют склонность реагировать на
запросы детей, сообразуясь лишь со своими личными предпочтениями и представлениями о том, что
может улучшить функционирование организма ребенка. Детям вдалбливают в голову, что для них
«хорошо», а что «плохо», чем и как заниматься полезно, а чем и как вредно (например, как долго следует
спать и что есть) вместо того, чтобы учить их самостоятельно, исходя из их собственного опыта, судить
о том, что для них «хорошо» и что «плохо». Ведь «хорошие» дети — это дети послушные, которые
хорошенько усваивают правило: раз мама зовет, то нужно идти. В ущерб своим собственным, присущим
только им естественным ритмам деятельности они вынуждены бросать все немедленно лишь потому,
что так удобно родителям или учителям. Если такое повторяется много раз, внутреннее чувство
собственного ритма ребенка сбивается, внутреннее чувство ценности своего опыта и своих
переживаний утрачивается.
«Лилию надо не просто поливать, но делать все, чтобы она была красива» (Selver & Brooks, 1966,
Hosted by uCoz