Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 726 
Next page End  

интеллектуальных, систематически организованных для нашего счастья или горя, привычек, которые
непреодолимо ведут нас к нашей судьбе, какой бы эта судьба ни оказалась» (James, 1899 а, р. 33).
Джеймс был поражен сложностью приобретаемых человеком привычек, как и их способностью
сопротивляться искоренению. Вот один из примеров.
«Гудин (фокусник, который был тезкой знаменитого Гудини) смолоду тренировался искусству
жонглирования шарами и уже после месячной тренировки стал умелым мастером: он подбрасывал сразу
4 шарика, клал перед собой книгу, и, пока шары были в воздухе, он приучил себя читать. «Это, —
говорит он (Гудин), — может показаться странным, но... хотя прошло 30 лет и... хотя я практически не
брал в руки шаров за все это время, я легко могу ухитриться почитать, пока 3 шара находятся в воздухе»»
(1890, vol. 1, р. 117).
«Обычно мы видим только то, что предварительно осознаем» (James, 1890, vol. 1, p. 444).
Навыки учения. Как педагог-теоретик, обучающий и студентов, и преподавателей, Джеймс
заботился о формировании у них необходимых навыков, например привычки обращать внимание на
свои действия, а не совершать их автоматически. Он говорил, что систематические тренировки
студентов по развитию навыков внимания более важны в образовании, чем то заучивание наизусть,
которое было столь популярно в его время. «Непрерывность тренировки — это очень важное средство
заставить нервную систему действовать правильно» (1899 а, р. 35). Хотя большая часть нашей жизни
обусловлена привычками, у нас все-таки есть возможность выбора, какие привычки нам развивать.
«К счастью, мы можем решить проблемы образования, не подыскивая и не изобретая
дополнительных средств и возможностей. Нам просто необходимо лучше использовать то, что уже
имеется» (Skinner, 1972, р. 173).
«Пессимизм по своей сути — это религиозная болезнь» (James, 1896).
Новая привычка формируется на трех стадиях. Во-первых, у индивида должно быть желание —
например, заниматься или понимать французский язык. Далее индивиду требуется информация —
методы обучения, которые помогли бы поддержать (тренировать) привычку заниматься: человек должен
читать книги, посещать занятия и постоянно изучать пути, которые привели других к желаемой
привычке. Последняя стадия — это простое повторение; индивид осознанно делает упражнения или
серьезно читает и говорит по-французски до тех пор, пока это действие не станет для него обычным и
привычным.
Плохие привычки. Наиболее явными и распространенными препятствиями для улучшения
нашей повседневной жизни являются наши собственные плохие привычки. Они-то и являются теми
силами, которые задерживают наше развитие и мешают нашему счастью; у нас даже есть плохая
привычка не замечать и игнорировать другие свои плохие привычки. Примером могут служить слишком
полные люди, которые «не замечают» размеров порций, поглощаемых ими за столом, а также студенты,
обычно «забывающие» о предстоящих им курсовых работах и экзаменах.
Привычные действия — это действия, которые мы почти не осознаем; привычки мешают
узнавать что-то новое. Джеймс подчеркивает, что привычки мешают нам осознавать действительность
и, поглощенные ежедневной рутиной, мы порой не замечаем собственного благополучия.
Сопротивление перемене привычки опасно тогда, когда это мешает новым возможностям стать частью
нашей жизни.
Воля. Джеймс определяет волю (will) как сочетание внимания (сфокусированное сознание) и
усилия (преодоление торможения, лени и рассеянного внимания). Любое волевое усилие не может
совершаться без внимания. Четкая мысль о том, каким будет это действие, и намеренная умственная
сосредоточенность должны предшествовать этому действию (James, 1899 а). По мнению Джеймса,
любая идея приводит к какому-то действию, если только другая идея не противоречит ему. «Основная
работа воли, если это кратко выразить, заключается в том, что, будучи наиболее „произвольной“
(voluntary), она направляет внимание на трудный объект и помогает не упустить его из виду (1890, vol. 2,
р. 561). Внимание уделяется одному из имеющихся вариантов, и воля помогает придерживаться этого
выбора достаточно долго, чтобы задуманное могло осуществиться.
«Предположим, что вы взбираетесь на гору и оказались в такой ситуации, что для спасения вам
надо совершить опасный прыжок. Вы верите, что сможете это сделать успешно, ноги уже готовы к
выполнению прыжка; но вы начинаете сомневаться и думать о тех вероятных «может быть», которые,
Hosted by uCoz