Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 726 
Next page End  

эмоция пройдет.
3. Почувствуйте себя одиноким, замкнутым, изолированным (пожалуй, проще сделать это лежа).
Свернитесь клубком; подтяните колени и голову к груди. Обратите внимание на то, что делают ваши
руки.
4. Расслабьтесь, как в предыдущем опыте.
Часть II
Теперь постарайтесь пробудить в себе те же самые чувства, а именно: гнев, а затем одиночество,
но только сядьте поудобнее и расслабьтесь. Сравните, как ощущается эмоция при сопутствующих
физических изменениях и без них.
---
Эмоциональное возбуждение. Хотя отрешенность от эмоций является предпочтительным
состоянием, есть преимущества и в том, что вас захватывают чувства. Эмоциональной всплеск — это
одно из средств, которое может разрушить давно устоявшиеся привычки; это дает возможность людям
проверить какие-то новые формы поведения или изучить новые области знания. Джеймс сам испытал и
исследовал психологические состояния, вызванные мистическими переживаниями, гипнозом, лечением
с помощью молитвы, медиумизмом, наркотиками, алкоголем, а также личным кризисом. Он пришел к
выводу, что само событие не было критическим фактором; скорее, реакция индивида на возбуждение
образовывала основу для перемен.
Здравый смысл. По Джеймсу, состояние здравомыслия бывает тогда, когда индивид действует
так, как если бы все шло хорошо, и при этом оно действительно идет хорошо. Активный идеализм был
для Джеймса чем-то большим, чем просто философская концепция; он был действующей силой.
Собственное возвращение Джеймса к психическому здоровью началось с решения твердо
придерживаться идеи свободной воли. Джеймс считал, что положительный настрой больше чем просто
полезен — он необходим. «Я не считаю здравомыслием лелеять мысль о том, что идеалы
самостоятельны и не требуют осуществления, чтобы удовлетворить нас... Идеалы должны быть
нацелены на трансформацию реальности — не меньше!» (James in: H. James, 1926, vol. 2, p. 270). Он
рассматривал это как жизненно необходимый элемент, как пограничную линию в религиозных опытах,
которая отделяет религиозный опыт, ведущий к счастью, от опыта, который приводит к отчаянию
(1902/1985).
Прагматизм (pragmatism). Первоначально Джеймс разрабатывал теорию прагматизма для того,
чтобы прояснить или уменьшить количество ненужных рассуждений по поводу проблем в чьей-то
жизни или в какой-то теории; в дальнейшем прагматизм стал полноправной школой философии.
«Допустим, что какая-то идея или убеждение истинны... какое конкретное изменение внесет эта
истинность в чью-то реальную жизнь?» (1909, р. V). Если нет практической разницы в том, истинна или
фальшива идея, то, по мнению Джеймса, дальнейшее ее обсуждение бессмысленно. Исходя из этого,
Джеймс предлагает прагматичное (или полезное) определение истины. «Истинные идеи — это те,
которые мы можем усвоить, обосновать, подтвердить, проверить. Ложные идеи — это те, с которыми
мы не можем этого сделать» (1907, р. 199). Джеймс понимает, что есть истины, которые нельзя усвоить
и т. д., но он указывает, что это истины второго сорта (которые он рассматривает как бесполезные) и их
можно отбросить, когда кто-то встает перед личным выбором или принятием реального решения. Хотя
эта точка зрения некоторым может показаться совершенно нормальной, вначале она подвергалась
весьма жесткой критике. Джеймс писал:
«Я прекрасно представляю себе, как точка зрения прагматика на истину будет проходить через
все классические стадии продвижения теории. Сначала, как вы знаете, новая теория объявляется
абсурдной, позднее допускают, что теория, может быть, и верна, но слишком очевидна и
малозначительна, и наконец, она оказывается настолько важной, что ее противники заявляют, будто
именно они открыли эту теорию» (1948, р. 159).
Сейчас большинство из нас считают прагматизм частью нормального повседневного мышления.
Мы можем добавить, что последний этап джеймсовского анализа «карьеры» теории выглядит так: в
конечном итоге теория настолько проникает в культуру, что ее никто не замечает, как будто она была
всегда.
Hosted by uCoz