Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 726 
Next page End  

Помехи для роста
Поскольку Джеймс не был лечащим врачом, психологические трудности, которые он наблюдал,
были обычными, такими, какие все мы испытывали: невысказанные эмоции, слишком сильные эмоции,
взаимное непонимание.
Невыраженные эмоции
Задолго до появления современной психотерапии, а также создания психологических групп и
групп 12 ступеней Джеймс осознал необходимость высвобождения эмоциональной энергии. Он
чувствовал, что блокированная или сдерживаемая эмоция может привести к психическому срыву или
физической болезни. Хотя не следует выплескивать некоторые эмоции, особенно если это может
нанести вред самому человеку или окружающим, нужно найти какой-то выход для эмоционального
возбуждения. Более того, Джеймс считал, что следует выплескивать как хорошие, так и неприятные
эмоции. А если человек ощущает себя храбрым, щедрым, сострадательным — такие чувства нужно
поскорее переводить в действие, а не подавлять.
Ошибки избыточности
В обычной практике принято считать одни личные характеристики полезными, а другие
вредными. Мы говорим, что любить — это добродетель, а быть жадным — порок. Джеймс считал, что
такое простое деление правомерно только при умеренном выражении чувств. Например, избыток
любви становится зависимостью, избыток преданности приводит к фанатизму, избыток заботы
превращается в сентиментальность. Каждая добродетель может унизить человека, если допустить ее
проявление в крайней форме.
Личная слепота
В одном из своих очерков, который он сам очень ценил, Джеймс дает описание «своеобразной
слепоты», называя так неспособность людей понимать друг друга. Мы сами не осознаем этой слепоты
(personal blindness), и в этом источник многих наших несчастий. Когда мы считаем себя вправе решать за
других, что для них хорошо, а что плохо, чему им следует учиться и что им нужно в жизни, мы
проявляем своего рода слепоту.
«Не считайте себя самым проницательным, умным: вся правда и все добро мира не открывается
целиком кому-то одному хотя у каждого наблюдателя есть свои преимущества, ведь каждый человек
имеет свою особую внутреннюю позицию и ему может быть видно то, что незаметно другим» (James in:
McDermott, 1977, p. 645).
Эта «слепота», которая проявляется у нас по отношению друг к другу, представляет собой
симптом более глубокой «слепоты» — неспособности к правильной оценке реальности. Согласно
Джеймсу, в таком подходе нет ничего мистического, поскольку его можно проверить опытным путем.
Наша «слепота» мешает нам правильно оценивать настоящее. Подобно своим предшественникам,
Уитмену и Толстому, Джеймс был сторонником непосредственного восприятия — без фильтров
обычаев, манер или вкусовых ограничений. «В реальной жизни всегда есть что-то возбуждающее,
волнующее, какая-то изюминка, и именно это важно в том единственно настоящем и положительном
смысле, в каком что-то вообще может быть важно» (1899 а, р. 115).
Жизнь всегда стоит того, чтобы ее прожить, если человек подходит к ней ответственно. Нас учат
обращать внимание только на что-то редкое, удивительное и не считать интересным обычное. Нас
душат абстрактные идеи и пустое многословие... Изысканные источники удовольствий часто
пересыхают, и мы теряем способность замечать и ценить простые радости бытия (1899 а, р. 126).
К симптомам нашей «слепоты» можно отнести и неспособность выражать свои чувства, а также
неумение контролировать свои желания, что приводит к ошибкам неумеренности и вредным
Hosted by uCoz