Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 726 
Next page End  

привычкам, свойственным ограниченному сознанию.
Для размышления. Проверка идеи
С помощью этого упражнения проверьте эффективность феноменов «обновления» (regenerative
phenomena). Начните с проверки одного из предположений Джеймса (Taylor, 1981). Джеймс говорит:
«Путь к успеху лежит через пассивное, а не активное состояние. Нам необходима релаксация, а не
напряженность. Забудьте о делах и о том, что вы за что-то и перед кем-то ответственны... Пусть ваше
судорожное, зажатое «я» немного отдохнет. Это поможет вам обнаружить в себе «я», которое больше
обычного... После хорошего расслабления к человеку всегда естественным образом приходит ощущение
обновленности» (1890).
Выберите время, когда вы занимаетесь какой-то длительной и трудной работой — умственной
или физической. Если вы большой любитель кофе или сладкоежка, выберите момент, когда вам очень
захочется подкрепить силы с помощью привычных вкусных вещей. Вместо того чтобы позволить себе
эти возбуждающие средства, минут пять полежите на полу, дышите медленно и глубоко. При этом не
нужно ничего делать, просто расслабьтесь и предоставьте свободу вашим мыслям, пусть они бесцельно
блуждают. Старайтесь дышать еще медленнее.
Через пять минут встаньте и проверьте себя. Чувствуете ли вы себя посвежевшим? Каковы
результаты этой «неактивности» в сравнении с самочувствием после съеденного вкусненького? Можете
ли вы сказать, что испытали на себе джеймсовский феномен «обновления»?
---
Структура
Определенный разум в определенном теле
Сам Джеймс много болел, и это послужило причиной того, что он постоянно пересматривал
связь между телом и сознанием. Он считал, что даже самая высокоодухотворенная личность обязана
считаться с физическими нуждами тела, поскольку именно тело является первоисточником чувств.
Однако сознание может на небольшое время превозмогать любой уровень физических потрясений.
Телесная оболочка, необходимая для того, чтобы личность могла сформироваться и сохраниться,
подчиняется деятельности мозга. Например, мысль может быть так сконцентрирована и
целенаправлена, что человек не чувствует даже острую боль (James, 1890, vol. 1, p. 49). Имеются
многочисленные свидетельства того, как солдаты, получившие весьма серьезные ранения, не замечали
их, пока сражение не стихало. Подобные же случаи бывают со спортсменами, которые, получив
перелом запястья, ребра или ключицы, не чувствуют этого, пока не заканчивается выступление или
матч. Исследуя подобные свидетельства, Джеймс делает вывод, что от сфокусированности внимания
зависит, будут ли внешние физические ощущения влиять на деятельность сознания. Тело является,
скорее, орудием для выражения сознания, чем самим источником возбуждения.
«Мои переживания — это только то, что я согласился признать достойным внимания» (James,
1980, vol. 1, р. 402).
Джеймс полагал, что хорошее физическое здоровье, которое так не баловало его самого, имеет
огромное значение. Внутренняя гармония, «которая исходит из каждой клеточки хорошо
тренированного мускулистого тела, наполняет душу удовлетворением... [Это] необходимый элемент
духовной гигиены высшего сознания» (1899 а, р. 103). Хотя Джеймс и считал, что тело — это всего лишь
место, в котором обитает сознание, он никогда не забывал о важности телесной оболочки.
Роль учителя
Джеймс был прежде всего учителем. Именно поэтому он хорошо понимал проблемы педагогов и
чувствовал острую необходимость в улучшении качества преподавания не только в высшей, но и в
Hosted by uCoz