Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 726 
Next page End  

Для размышления. Спонтанное письмо
Сядьте, возьмите в руку ручку и позвольте вашим мыслям входить в поле вашего сознания. Держа
в уме вашу тему, подхватите первую мысль и просто начните писать. На несколько минут доверьтесь
потоку, исходящему свыше, проявляющему себя в спонтанные моменты Божественного Провидения, и
непрерывно записывайте фразы, посвященные рассматриваемой вами теме (Wilkinson, 1856).
---
Скрытый наблюдатель
При гипнозе случается, что одна часть личности может осознавать что-то происходящее, тогда
как другая ее часть об этом не знает. Ранняя работа Джеймса в этой области была полна противоречий
(1899b) и потеряла значение. Он сообщал о субъекте под гипнозом, который ощущал булавочные уколы.
Когда же его об этом спросили, он ничего не знал о подобных физических ощущениях, а прочитав
написанное своей собственной рукой, отказался от него.
«Следует, однако, согласиться с тем, что у некоторых людей... общее возможное сознание может
быть расколото на несколько частей, которые сосуществуют, но взаимно игнорируют друг друга» (James,
1890, vol. 1, p. 206).
Хилгард (Hilgard) (1977, 1978) провел серию подобных опытов и сообщил, что существует как бы
разделенное сознание, имея в виду две части личности, одинаково способные и разумные, но ничего не
знающие друг о друге.
«Так называемый скрытый наблюдатель был выявлен совершенно случайно.
Сначала мы обнаружили этот феномен у молодого человека: слепой субъект, бывший под
гипнозом, кроме того, сделался «глухим». Он совершенно не реагировал на шум и был невозмутим, когда
студенты выкрикивали ему свои комментарии. В какой-то момент один из студентов сказал: «Откуда
нам знать, что он действительно не слышит чего-нибудь?» Поэтому я попросил его поднять палец, если
он слышит, о чем говорят. Палец поднялся. Затем испытуемый сказал: «Не могли бы вы вывести меня из
этого состояния и сказать мне, что случилось — что заставило мой палец подняться?» Я ему сказал, что
положу руку на его голову и хочу коснуться той его части, которая подняла палец. Вскоре после того как
я положил руку ему на голову, я смог получить от него описания того, что ранее говорилось, сколько раз
я хлопал деревянными дощечками и т. д. Когда я убрал руку, он вновь возвратился в прежнее
гипнотическое состояние и сказал: «Последнее, что я помню, это то, что вы сказали, что я буду говорить
с вами, когда вы положите руку мне на голову. Я сказал что-нибудь?»» (Hilgard, 1977, р. 186).
Вы считаете, что существует такая часть вас, которая понимает, наблюдает и при этом она
неизвестна большей части вашей личности? Растет число подтверждений того, что ответом на этот
вопрос должно быть «да» (Nadon, D'eon, McConkey, Lawrence & Campbell, 1988; Spanos, Flynn & Gwynn,
1988). Если это так, то каковы характерные особенности этой части? Что ей известно и как она влияет на
наше поведение?
Множественная личность
Уильям Джеймс был сторонником идеи о том, что мы не являемся единым целостным «я», хотя
на первый взгляд это, возможно, и представляется таким образом. Скорее, мы представляем собой
множество «я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие. В
случаях психопатологии мы наблюдаем дезинтеграцию личности на ее наиболее примитивные
фрагменты; тогда как в объединяющем сознании мистического опыта все предстает перед нами как одно
— единое, целостное видение всеобщности — вселенная и мы сами кажутся нам сплетенными между
собой бесшовной паутиной. Однако имея в виду как психопатологию, так и опыт трансценденции,
Уильям Джеймс говорил, что объединение происходит «всегда не до конца» — при этом остаются
свободные нити, которые никогда не вплетаются органически в общую ткань и не позволяют нам
понять во всей своей полноте то, кем мы являемся.
Джеймс сам явился одним из основоположников теории развития личности, изучая случаи
множественной личности, исследуя различные состояния сознания, которые может испытать
Hosted by uCoz