Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 726 
Next page End  

нормальный индивидуум, и даже постулировав новое измерение развития личности в направлении
личностного роста, которого может достичь человек, если только будет стремиться к этому. Взгляды
Джеймса изложены в нескольких различных источниках, но наиболее полное выражение они нашли в
главе «Множественная личность» из лекций 1896 года, посвященных «необычным психическим
состояниям» и прочитанных в Лоуэлле (Taylor, 1982), а также в его определении личности,
сформулированном для «Универсальной энциклопедии» Джонсона (Johnson's Universal Cyclopedia),
опубликованной между 1895 и 1898 годом (James, 1895; Taylor, 1996).
В целом Джеймс придерживался концепции спектра сознания, впервые сформулированной
британским исследователем психики Ф. Майерсом (F. W. H. Meyers). Майерс говорил, что бодрственное
сознание является лишь одним из многих возможных психических состояний и находится
приблизительно посредине между психопатологией и трансценденцией. Проанализировав основные
достижения экспериментальной психопатологии на европейском континенте и в Англии, Майерс
утверждал, что вследствие травмы непереработанные фрагменты опыта откалываются от бодрственного
сознания и падают в бессознательное, где они дрейфуют, подчиняясь собственным законам. Он называл
этот феномен «реальностью погребенной идеи». Каждый раз, когда имеет место сходный
травматический опыт и от сознания откалываются новые фрагменты, они оказываются во владении
этих дрейфующих комплексов подсознательного. В конце концов, эти комплексы находят дорогу в
бодрственное сознание в завуалированной форме и выражаются в виде симптома — обморока,
паралича, потери голоса или слуха — типичных симптомов истерии или же собирают энергию у других
фрагментов подсознания и прорываются в поле бодрственного сознания, превращаясь в полноценные,
но изолированные личности, живущие собственной жизнью. Таковы, по словам Джеймса, истоки его
идей, берущие начало не только во взглядах Майерса, но и Пьера Жане, а также Мортона Принца на
множественную личность.
Сегодня существует достаточно сведений о том, что некоторые люди имеют как бы не одну
личность, т. е. внутри таких людей существует много личностей, каждая со своим именем, со своей
базой данных памяти, а также способом мышления и поведения. Даже возраст и пол у этих личностей
может быть разным. О чрезвычайных случаях сообщали «сами» испытавшие нечто подобное люди
(Casey, 1991; Chase, 1987); пациенты с множественными личностями были описаны их лечащими
врачами (Mayer, 1990; Schoenewolf, 1991) или другими объективными исследователями (Keyes, 1981;
Schreiber, 1974). Кроме того, существует большой объем клинических данных (Ross, 1989) и данных
психофизиологических исследований (Coons, 1988; Miller & Triggiano, 1992; Putnam, 1984), в которых
подробно рассказывается об этом феномене.
«К этому времени мы уже ознакомились с мнением, что человеческое сознание не обязательно
представляет собой единое целое, но мы должны ознакомиться со случаями, в которых это разделение
проявляется более отчетливо» (James in: Taylor, 1982, p. 73).
Видимо, когда человеческая психика подвергается сильным стрессам, таким, как сексуальное
насилие в детстве, ужасы войны, то в таких случаях личность может разделиться на части. Одна часть
сохраняет чувства и воспоминания об этом трагическом событии, тогда как другие части этого не
помнят. Такие разделенные части, похоже, совсем не стремятся к воссоединению, а, сохраняя
раздельное существование, развиваются собственными путями, часто у них различные способности, и
даже языки они знают разные (Keyes, 1981). Более того, лабораторные тесты показывают, что такие
множественные личности могут отличаться в своих реакциях на лечение, показаниях кровяного
давления, иметь разные аллергические реакции и даже очки им нужно выписывать разные (Miller,
Blackburn, Scholes & White, 1991).
Такие данные расширяют современное понятие термина «личность».
Выводы
Существует неоспоримое мнение, что все проявления, которые мы относим к классу
«анормальных» или патологических, представляют собой экстремальные варианты нормального
поведения. Например, паранойя — это повышенная бдительность, проявляющаяся в повышенном
недоверии к незнакомому; истерия — это избыток эмоционального возбуждения и т. д. Если это мнение
Hosted by uCoz