Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 726 
Next page End  

приверженцами Фрейда стали такие известные врачи, как Альфред Адлер (Alfred Adler),
Шандор
Ференци (Sandor Ferenczi), Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung), Отто Ранк (Otto Rank), Карл Абрахам (Karl
Abraham) и Эрнст Джонс (Ernst Jones). Эта группа основала общество, были написаны научные статьи,
публиковался журнал, и психоаналитическое движение получило распространение. Вскоре возникли
психоаналитические группы в десятках стран. К 1919 году Фрейда пригласили в Соединенные Штаты
прочесть лекции в университете Кларка в Вустере штат Массачусетс. Его работы были переведены на
английский язык. Люди стали проявлять интерес к теориям доктора Зигмунда Фрейда.
«Когда я ступил на платформу в Вустере, чтобы прочесть свои «пять лекций» по психоанализу
это казалось подобно невероятной фантазии: психоанализ не был больше плодом иллюзий, он
становился значительной частью реальности» (Freud, 1925 a, р. 104).
Фрейд провел остаток жизни в работе над развитием, распространением и разъяснением
психоанализа. Он пытался удержать контроль над психоаналитическим движением путем изгнания из
его рядов тех членов, кто не соглашался с его мнением, и требовал от остальных необычайной
преданности его собственной позиции. Юнг, Адлер и Ранк среди других покинули Фрейда после
повторяющихся разногласий по теоретическим вопросам. Каждый из них позднее основал собственную
научную школу.
Фрейд много писал. Его собрание сочинений составляет 24 тома и включает в себя очерки,
касающиеся сложнейших аспектов клинической практики, циклы лекций, дающие представление о
теории в целом, и специализированные монографии по религиозным и культурологическим вопросам.
Он пытался создать структуру, которая пережила бы его и могла со временем переориентировать всю
психиатрию. В некоторых вопросах Фрейд был категоричен и безапелляционен, в других — открыт
критике и готов к пересмотру своих позиций. Он опасался, что аналитики, отклонившиеся от методик,
которые он установил, могли ослабить силу и возможности психоанализа. Главным образом он хотел
предотвратить искажение и неправильное применение теории психоанализа. Когда, например, в 1931
году Ференци неожиданно изменил его методики, создавая аналитическую ситуацию, в которой
аффективное состояние могло бы более свободно выражаться, Фрейд написал ему следующее:
«Я думаю, что различия между нами достигли критической стадии из-за технических деталей,
которые заслуживают того, чтобы обсудить их основательно. Вы не делаете секрета из того факта, что
целуете своих пациентов и позволяете им целовать вас...
На сегодняшний момент я, конечно, не являюсь одним из тех, кто из ханжества или из
соображений буржуазных условностей будет осуждать маленькие эротические удовольствия такого
рода... Мы до настоящего времени в наших методах придерживаемся суждения, что удовольствия
эротического плана должны отвергаться пациентами.
Теперь представим себе, что будет являться следствием опубликования вашей методики. Не
существует такого революционера, на которого не найдется в сфере его деятельности еще более
радикальный революционер. Некоторые независимые мыслители зададут себе вопрос относительно
этой методики: зачем ограничиваться только поцелуями?» (Jones, 1955, р. 163-164).
Несмотря на ухудшающееся здоровье, Фрейд занимался частной практикой, составлением
полного каталога своих произведений и постоянно увеличивающейся перепиской, отвечая даже на
письма от большого числа незнакомых людей, просящих его о помощи (Benjamin & Dixon, 1996).
Когда работы Фрейда стали более доступными, критика усилилась. В 1933 году фашисты,
раздраженные его откровенным обсуждением сексуальных вопросов, сожгли груду книг Фрейда в
Берлине. Фрейд прокомментировал это событие: «Какого прогресса мы достигли! В Средние века они
сожгли бы меня, в наши дни довольствуются сжиганием моих книг» (Jones, 1957).
«Нет никого, кто, подобно мне, вызывал бы в воображении людей такое количество несчастий от
этих полуусмиренных демонов, обитающих в душе человека, искал бы путей, чтобы сразиться с ними, и
мог рассчитывать остаться невредимым в этой борьбе» (Freud, 1905 b).
Беспрестанно вовлекаемый в споры по поводу обоснованности и утилитарности его теории, он
продолжал писать. Последняя книга Фрейда «Очерки по психоанализу» (1940) начинается с прямого
предупреждения критикам: «Учение психоанализа основано на многочисленных наблюдениях и опытах,
и только тот, кто повторяет эти наблюдения применительно к себе и к другим, имеет возможность
прийти к собственному заключению о нем».
Hosted by uCoz