Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 726 
Next page End  

присущие конкретному вероучению и личному темпераменту, — и мы получим воспроизведение
религиозного опыта в его индивидуальной форме.
Однако для подобного анализа религиозный опыт всегда будет психическим явлением. Правда,
этот опыт имеет огромную биологическую ценность. Когда человек обладает им, его духовные силы
растут, новая жизнь открывается перед ним, и опыт этот кажется ему границей, где сочетаются силы
двух различных миров. Неужели же этот опыт, вопреки доставляемым им результатам, является только
субъективным восприятием вещей, созданием человеческого воображения? Я подхожу, таким образом,
ко второму вопросу: в чем состоит объективная «истина» содержания религиозного опыта?
Этот вопрос об истинности прежде всего должен быть поставлен по отношению к тому «нечто»,
активное гармоническое общение с которым наше высшее «я» переживает в религиозном опыте.
Представляет ли это «нечто» только продукт нашего воображения или реальное бытие? Если оно
реально существует, то в какой форме? Обладает ли оно активной силой? Как следует понимать это
«общение», в реальности которого так убеждены религиозные люди?
Теоретическая задача различных богословских учений состоит именно в ответе на эти вопросы, и
здесь проявляется все их разноречие. Все они согласны с тем, что это «нечто» существует реально, хотя
некоторые утверждают, что оно существует в образе личного Бога или нескольких богов, тогда как
другие видят в нем только идеальное стремление, лежащее изначально в основе мироздания. Все они
согласны, что оно обладает активной силой проявления и что реален акт добра, что человек предает
свою судьбу в его руки. Спекулятивное разногласие всех этих учений ярче всего обнаруживается в
истолковании переживаний «общения». Теизм и пантеизм, природа и второе рождение, спасение и
карма, бессмертие и перевоплощение, рационализм и мистицизм доставляют материал для
нескончаемых споров об этом вопросе (1902/1958, р. 367-369, 383-385; Джеймс У. Многообразие
религиозного опыта. М, 1993. с. 378, 394-397).
Итоги главы
- Джеймс определял психологию как «описание и объяснение состояний сознания как таковых».
Область психологии была определена его исследованиями и его достижениями.
- Джеймс больше заботился о ясности выводов, чем о разработке какого-то унифицированного
подхода, и поэтому он понимал, что различные модели полезны для понимания разных типов данных.
- Та личностная непрерывность, которая осознается всякий раз при пробуждении, является «я»
данной личности. Это «я» имеет несколько слоев: реальный, социальный и духовный. Как и сознание,
оно может быть непрерывным и прерывистым.
- Не существует индивидуального сознания, независимого от владельца. Каждая мысль является
частью личного сознания. Сознание всегда существует относительно некой личности. Совершенно
одинаковая мысль никогда не приходит дважды.
- Мысль непрерывна в пределах каждого личного сознания. Любая мысль рождается из потока
сознания, беря часть силы, содержания, сфокусированности и направления от предшествующих мыслей.
- Сознание избирательно. Внимание и привычка являются основными переменными в том, что
индивид избирает и чем определяется выбор.
- Сознание имеет две части — четкую часть и смутную, ядро и «бахрому» (периферию сознания).
То, что мы осознаем в каждый момент, — это то, на что мы обратили внимание. То, что находится на
периферии сознания, напоминает паутину чувств и ассоциаций, которые придают смысл фону.
- Отвергая мнение о том, что сам разум пассивен и что опыт как бы проливается на него, Джеймс
чувствовал, что до того, как что-то может осуществиться, на это что-то нужно обратить внимание. Сам
по себе опыт без селективного отбора или внимания представляет собой полный хаос.
- Привычки — это действия или мысли, которые с виду похожи на автоматические ответы. Они
снижают осознанное внимание, с которым индивид должен относиться к своим действиям. Действие,
на которое не обращают внимания, труднее изменить, хотя легче выполнить.
- Плохие привычки являются наиболее явными и самыми распространенными препятствиями
для роста личности в повседневной жизни. Новым возможностям мешают трудности в изменении
Hosted by uCoz