Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 726 
Next page End  

Behaviorism and Society («Размышления о бихевиоризме и обществе», 1978 а). Среди его более
автобиографических книг можно назвать Particulars of My Life («Подробности моей жизни», 1976 b), The
Shaping of Behaviorist («Формирование бихевиориста», 1979 a), Notebooks («Записные книжки», 1980), A
Matter of Consequences («Сущность выводов», 1984а).
Готовность Скиннера вступать в контакт со средствами массовой информации способствовала
тому, что его идеи приобрели широкую известность. Он писал всю жизнь, закончив редактировать
последнюю статью всего за день до своей смерти в возрасте 86 лет.
Идейные предшественники
Скиннер признавал, что в начале пути на него оказали сильное влияние идеи английского
ученого и философа Френсиса Бэкона (1561—1626), с трудами которого он познакомился в молодости.
«Три принципа Бэкона определяли мою профессиональную жизнь». Скиннер формулировал их так: 1. «Я
изучал природу, а не книги». 2. «Чтобы управлять природой, ей нужно подчиняться». 3. «Лучший мир
возможен, но он не возникнет внезапно, случайно. Он должен быть тщательно спланирован и создан в
соответствии с этим планом, главным образом при помощи науки» (1984а, р. 406-412).
«Бихевиоризм — это средство, дающее возможным применить экспериментальный подход к
изучению человеческого поведения... Многие аспекты теории бихевиоризма, вероятно, требуют
дальнейшего исследования, но сомневаться в правильности данной теории не стоит. Я абсолютно
уверен, что в конце концов она восторжествует» (Skinner, 1967 а, р. 409-410).
Скиннер говорил о себе: «Я задавал больше вопросов самому организму, а не тем, кто изучал
организм» (1967а, р. 409). Результатом такого подхода было то, что Скиннер делал упор на тщательные
лабораторные эксперименты и сбор подлежащих измерению данных о поведении. Если брать в расчет
богатство человеческой личности, то такой подход может показаться чересчур ограниченным; и все же
он является тем самым фундаментом, на котором прочно покоятся все теории Скиннера.
Дарвинизм и критерий экономности
Мысль о том, что изучение животных может пролить свет на человеческое поведение, была
косвенным результатом исследований Дарвина и последующего развития эволюционной теории.
Многие психологи, включая Скиннера, предполагали, что люди по своей сути не отличаются от
животных. Несмотря на то что такой взгляд воспринимается как крайность и находит среди ученых все
меньшую поддержку, именно его взял Скиннер за основу своих исследований.
«Если не считать ужаса, который испытывает атеист, то я не знаю, что еще настолько губительно
действует на слабые рассудки, как утверждение, что ум животного похож на человеческий и что у нас,
по сути, прав на будущую жизнь не больше, чем у комара или муравья» (Рене Декарт, «Le Passions de
L'Ame», 1649)
Первые работы по изучению поведения животных были направлены на выяснение их
мыслительных способностей. В сущности, это были попытки возвести животных в статус думающих
созданий. Идея о том, что животные обладают индивидуальностью, всегда присутствовала в любом
фольклоре. Антропоморфизм, особенно заметный в последнее время на телевидении, был успешно
использован такими мультипликаторами, как Уолт Дисней. Сегодня рисованные животные,
обладающие человеческими качествами, заполонили и ТВ, и печать. Нам импонирует идея
существования у животных личности, и мы предпочитаем думать, что они, скорее, похожи на нас, чем
мы на них.
Бихевиористы утверждают, что мы гораздо больше похожи на животных, чем нам бы того
хотелось и чем мы готовы признавать. Исследования двух известных психологов, Ллойда Моргана
(Lloyd Morgan) и Эдуарда Торндайка (Edward Thorndike), не подтвердили, однако, наличие у животных
высших мыслительных процессов. Морган предложил критерий экономности,
гласящий, что при
существовании двух объяснений ученому всегда следует выбрать более простое.
[Критерий
экономности — приложение к научной методологии общефилософского принципа «бритвы Оккама». —
Hosted by uCoz