Navigation bar
  Print document Start Previous page
 318 of 726 
Next page End  

указательным пальцами правой руки; он поднимает книгу и наклоняет голову так, чтобы увидеть все,
что находится под книгой». Мы можем также интерпретировать его поведение или «вложить в это
поведение смысл», сказав, что «человек что-то ищет» или, еще конкретнее, что «он ищет свои очки». То,
что мы добавили от себя, не является описанием поведения, это лишь умозаключения по поводу
причин, в определенной мере ответственных за данное поведение. Положение не изменится, даже если
мы спросим этого человека, что он делает, и он ответит: «Я ищу свои очки». Это не описание
поведения, это лишь описание причин этого поведения; его слова эквивалентны фразам: «Я потерял
свои очки», «Я перестану делать то, что делаю, как только найду очки» или «Когда я делал это в
прошлом, я нашел свои очки»» (Skinner in: Fabun, 1968, p. 18).
Точное описание поведения помогает нам делать правильные предсказания будущего поведения
и усовершенствовать анализ подкреплений,
приводящих к этому поведению. Чтобы понять самих себя,
мы должны признать, что наше поведение не является ни случайным, ни произвольным, но
представляет собой целенаправленный процесс, который может быть описан в тех условиях, в которых
он происходит.
Скиннер говорил, что объяснения, основанные на таких терминах, как воля, воображение,
интеллигентность или свобода,
не функциональны. Они, скорее, скрывают, чем проясняют причины
поведения, так как не описывают происходящее объективно.
Наказание
Наказание не дает информации о том, как что-то можно сделать правильно. Оно не
соответствует запросам ни того человека, который налагает наказание,
ни того, который наказанию
подвергается. Таким образом, оно препятствует развитию человека. Сделав ошибку, люди хотят знать,
как ее можно исправить, или хотя бы, как принять правильное решение в следующий раз. Студентам
часто возвращают их контрольные работы, и они узнают, на какие вопросы ответили неправильно.
Других объяснений не дается; правильное решение не становится более очевидным. В подобных
ситуациях студенты могут почувствовать, что им просто мешают учиться. Нередко Скиннера понимали
неправильно, но он твердо настаивал против применения физических наказаний в семьях, школах и
социальных институтах и в то же время вполне допускал моральное порицание.
Наказание не приносит положительного результата —
это означает, что пресеченное
подобным способом поведение, как правило, не исчезает. Если не последовало дальнейшего обучения,
«наказанное» поведение возвращается либо в скрытом виде, либо в сочетании с другим. Новое
поведение или будет направлено на то, чтобы избежать грозящее наказание,
или может стать местью
тому, кто наказание налагал. Чем больше преподаватель использует различные наказания, тем с
большими проблемами в поведении своих учеников он столкнется. Результаты пребывания
преступников в тюрьме говорят о неэффективности методов наказания. Тюремная жизнь наказывает
заключенных за их предыдущие деяния, но редко учит преступника удовлетворять свои нужды более
социально приемлемыми путями. Заключенные, не научившиеся новому поведению, после
освобождения, оказавшись в тех же условиях и подвергаясь тем же искушениям, с большой
вероятностью повторят свой проступок. Высокий процент рецидивистов, попадающих в тюрьму по
несколько раз, подтверждает это наблюдение.
С тем же связана и другая проблема: наказание избирательно подкрепляет модель поведения
наказывающего.
«Так, надсмотрщик принуждает рабов трудиться, хлеща плетью при каждой остановке; продолжая
работать, рабы тем самым избегают порки (и посредством этого невольно подкрепляют для
надсмотрщика использование плети). Родители «пилят» ребенка до тех пор, пока он не выполнит
задание; выполняя задание, ребенок избегает дальнейших упреков (а у родителей закрепляется
подобный метод воздействия). Шантажист пугает разоблачением до тех пор, пока жертва не заплатит
требуемую сумму; заплатив, жертва избавляется от угроз (но подкрепляет подобную практику поведения
со стороны шантажиста). Учитель угрожает своим ученикам телесным наказанием за невнимательность;
внимательно слушая, ученики избегают подобной опасности (но поведение учителя подкрепляется).
Сделанное в той или иной форме заявление о намерении контролировать поведение других
Hosted by uCoz