Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 726 
Next page End  

вариантах на протяжении всей обучающей программы. 7. Студент получает регулярно обновляющуюся,
точную информацию о своих успехах.
Развитие методов обучения
Развитие интерактивного компьютерного обучения — это шаг за пределы простой модели
программируемого обучения. Обучающийся по-прежнему работает с отдельными разделами материала,
так же должен реагировать на подаваемый материал и так же практически немедленно получает
обратную связь; но ответ со стороны компьютера теперь гораздо более детален, индивидуален и полон,
нежели тот, который поступал от обучающей машины. Процесс обучения представляет собой диалог
между компьютером и студентом. Студент не только узнает о правильности или ошибочности своего
ответа. Компьютер задает ему наводящие вопросы, предлагает картинки, альтернативные подходы, дает
советы. Компьютер поощряет обучающегося, напоминает ему о том, как успешно решались схожие
задачи, или представляет проблему в другом ракурсе. В то время как некоторые обучающие программы и
машины потерпели фиаско, не вызвав у студентов никакого интереса, при использовании
компьютерных программ такая проблема не возникала.
«В свете нашего нового знания современная школьная система должна быть признана полностью
несостоятельной, так как она не может заставить школьников обучаться иным способом, кроме как
запугивая последствиями, которые для них наступят, если они не будут учиться» (Skinner, 1958, р. 977).
Характерная для компьютера гибкость находит и другое применение:
«Мы хотим указать на еще один аспект машинного обучения, который со временем станет
наиболее важным. Ребенок, оставаясь наедине с машиной, попадает в уникальную психологическую
ситуацию. Компьютер становится непререкаемым выразителем его мыслей. Компьютер стимулирует
развитие воображения ребенка, возбуждая его любопытство, стремление узнать, что получится,
побуждает его проверять маловероятные ответы. В условиях, когда можно изучить все альтернативные
варианты и получить исчерпывающие разъяснения по поводу того, почему такой-то ответ является
неверным, ошибочный ответ столь же ценен, как и правильный» (Brown & El-Ghannam, 1971, p. 2).
Существует множество возражений против метода программируемого обучения. Прежде всего,
считается, что подобный метод способствует социальной изоляции: проходя обучение, студенты
замыкаются в своем собственном мирке. Теряются все выгоды, получаемые от группового обучения, в
частности общий энтузиазм, групповая энергия (правда, нивелируются и отрицательные черты
обучения в группе — конкуренция и подавление). Кроме того, студенты не могут выразить несогласие с
какими-либо предубеждениями автора программы. Однако с совершенствованием компьютерных
программ у студентов появляется возможность работать в группах или участвовать в общих проектах,
распределяя работу на весь класс или на весь мир. Более того, на современном этапе создаются
интерактивные программы, позволяющие пользователю оспаривать точку зрения создателя программы.
В одной из своих язвительных статей Скиннер, разочарованный медленным внедрением
обучающих машин, критикует множество недостатков современного метода образования. «Используя
обучающую машину и запрограммированные инструкции, любой в состоянии освоить программу
американской школы, затратив лишь половину времени и половину усилий» (1984b, p. 948).
Данный метод не ограничивается преподаванием какого-либо фактического учебного материала.
Ниже приводится отрывок записи того, как действует обучающая программа, разработанная в
Стэнфордском университете для первого года обучения на творческих курсах. В данном примере
студентка говорит о себе как о человеке, никогда не сочинявшем стихи.
«Компьютер: Привет! Как мне сегодня тебя называть? Студентка: Гейл.
Компьютер: О'кей, Гейл, на этот раз мы поговорим о том, что ты можешь и чего не можешь
видеть, слышать, осязать, чувствовать. Дотронься до компьютерного терминала. Что ты чувствуешь?
Студентка: Пластик и металл, серый и рычащий.
Компьютер: Прекрасно. Теперь скажи то же самое другими словами. Это похоже на...
Студентка: На стальные струны, они лижут мне кончики пальцев.
Компьютер: Хорошо. Может, еще что-нибудь скажешь? Это как...
Студентка: Как шум из ниоткуда, он проникает в пустое пространство.
Hosted by uCoz