Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 726 
Next page End  

Скиннер не рассматривал людей, как творческих и деятельных натур, напротив он полагал, что
поведение человека определяется факторами генетики и окружения.
Предполагается, что события будущего можно предсказать, исходя из событий прошлого.
Когда люди не понимают поведение другого человека или не знают подкрепляющих паттернов
из его прошлого или будущего, они начинают создавать вымышленное объяснение его поведения. По
Скиннеру, было бы некорректно использовать какой-либо из следующих терминов, описывающих
человеческое поведение — свобода, достоинство, автономный человек, воля или креативность.
Скиннер пришел к выводу о том, что человека можно научить проявлять практически любой тип
поведения, свойственный людям или животным, и проявлять его так часто, насколько потребуется в
выбранном направлении.
Исследование переменных, влияющих на оперантное научение, показывает, что научение
достигается и без осознания, но наиболее эффективным оно оказывается, когда субъект осознает его и
взаимодействует с теми, кто с ним работает.
Позитивные и негативные последствия контролируют поведение человека. Если мы располагаем
достаточными знаниями о прежних подкреплениях, мы можем объяснить любой человеческий
поступок.
Насколько быстро можно обучить определенному типу поведения и как часто этот новый тип
поведения будет проявляться зависит от того, насколько регулярно и часто подкрепляется данный тип
поведения. Постоянное подкрепление увеличивает скорость научения новому типу поведения.
Обучение качественно улучшается, когда подкрепляется правильное реагирование. Так как
подкрепление избирательно направляет поведение к заранее намеченной цели, оно будет более
эффективным, чем наказание или контроль с помощью антипатии.
Если мы сможем изменять окружение человека, мы можем проконтролировать его поведение.
Контроль поведения — это и есть свобода.
Для Скиннера, личностный рост является способностью усиливать выгодный нам контроль
окружающих и сводить к минимуму неблагоприятные условия. Функциональный анализ может быть
полезен для объяснения поведения с точки зрения причинно-следственных связей.
Скиннер считает, что личность, в общепринятом смысле этого слова, — фикция. Сознание и тело
неотделимы друг от друга.
Вместо того чтобы толковать эмоции как смутные внутренние состояния, Скиннер считает, что
следует использовать описательный подход. Люди должны учиться наблюдать за обусловленным
поведением.
По мнению бихевиористов, симптом и есть само заболевание, а вовсе не проявление скрытой
болезни, и его нужно лечить непосредственно.
В ходе экспериментов над животными Скиннер добился своих самых значительных достижений
— он стал развивать программируемое обучение. Его исследование показало, что когда люди по мере
своего обучения получают мгновенную и быструю обратную связь, их обучение происходит намного
быстрее.
Ключевые понятия
Автономный человек (Autonomous
man). Надуманное объяснение, которое предполагает
существование некой внутренней личности, «я», функционирующего под воздействием неизвестных
внутренних сил, независимых от внешних факторов.
Бихевиоризм (Behaviorism). Наука о поведении живых существ.
Вербальное сообщество (Verbal
community). Общество, члены которого реагируют на
вербальное поведение других представителей этого же сообщества. Вербальное поведение включает в
себя речь, чтение, письмо — любое действие, где используются слова.
Критерий экономности (Canon
of
parsimony). Сформулированный Ллойдом Морганом (Lloyd
Morgan) принцип, гласящий, что при существовании двух объяснений ученому всегда следует выбрать
более простое.
Hosted by uCoz