Navigation bar
  Print document Start Previous page
 337 of 726 
Next page End  

Skinner, B. F. (1987b, July/August). A humanist alternative to the A. A.'s twelve steps. The Humanist, p. 5.
Skinner, B. F. (1989). The origins of cognitive thought. American Psychologist, 44(1), 13-18.
Skinner, B. F. (1990a). Can psychology be a science of mind? American Psychologist, 45(11), 1206-1210.
Skinner, B. F. (1990b). To know the future. In C. Fadiman (Ed.), Living philosophies. 193-199). New York:
Doubleday.
Skinner, B. F., & Vaughan, M. E. (1985). Enjoy old age: Living fully in your later years. New York: Warner
Books.
Smith, L. D. (1992). On prediction and control: B. F. Skinner and the technological ideal of science. American
Psychologist, 47(2), 216-223.
Todd, J., & Morris, E. (1992). Case histories in the great power of steady misrepresentation. American
Psychologist, 47(11), 1441-1453.
Wann, W. T. (Ed.). (1964). Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology.
Chicago: University of Chicago Press.
Watson, J. B. (1913). Psychology as the behaviorist views it. Psychological Review, 20, 158-177.
Watson, J. B. (1928a). The ways of behaviorism. New York: Harper & Row.
Watson, J. B. (1928b). Psychological care of infant and child. New York: Norton.
Глава 12. Практические приложения когнитивной психологии
Примечание.
Данная глава не следует формату других глав. Она представляет собой анализ
нескольких частных приложений когнитивной психологии, а не описание законченной теории
личности.
Начиная с 1970-х гг. когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы
исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами
сознания, подобно тому как это делал Уильям Джеймс, когда создавал научную дисциплину, названную
психологией. Когнитивная психология не является, строго говоря, теорией личности. Она не образует и
какой-то единой, сцементированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов
терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно
релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с
картографией (mapping) структуры интеллекта, другая — с разработкой терапевтических приемов с целью
видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека.
Исследование человеческого познания
Все когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют
феноменом человеческого познания (human
cognition). Познание охватывает ментальные процессы,
такие, как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация (Anderson, 1985; Honeck,
Case & Firment, 1991; Mayer, 1981; Miller, Galanter & Pribram, 1960; Neisser, 1967).
Вместо того чтобы обращать внимание на уникальность и вариации человеческой личности,
когнитивные психологи ищут принципы, присущие всем когнитивным процессам человека. Их поиск
приобрел совершенно новое направление, когда компьютерный программист и психолог выдвинули
совместную идею о том, что человеческий разум можно рассматривать как систему обработки
информации, во многом напоминающую компьютер (Newell, Shaw & Simon, 1961, 1972). Компьютерное
моделирование, использующее компьютер для имитации или репрезентации процессов реальной
жизни, стало использоваться многими психологами с целью проверки их гипотез, касающихся того, как
люди воспринимают информацию, мыслят, помнят и пользуются речью (Anderson & Bower, 1973;
Johnson-Laird, 1977; Lachman, Lachman & Butterfield, 1979; Quillian, 1969). Но использование компьютерных
моделей имеет и своих критиков (Dreyfus, 1972; Gunderson, 1971; Neisse, 1976 b; Weizenbaum, 1976). Они
считают, что компьютер не может отразить всю причудливость и сложность человеческого сознания.
Не все когнитивные исследования были посвящены изучению основополагающих ментальных
Hosted by uCoz