Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 726 
Next page End  

является результатом взаимодействия основных побуждений. «Сексуальные влечения удивительны по
причине своей гибкости, по той легкости, с которой они могут менять свои объекты, по своей
взаимозаменяемости, то есть по непринужденности, с которой они заменяют один вид удовольствия
другим, и по способу, которым можно временно приостановить их воздействие» (1933, р. 97). Фрейд
отметил, что объектом сексуального влечения может быть множество вещей. Сексуальное желание,
например, может удовлетворяться посредством сексуальной активности, но также и при
просматривании эротических фильмов, разглядывании изображений, чтении соответствующей
литературы, фантазировании, а также, как показали исследования, во время еды, питья и даже при
выполнении физических упражнений. Влечения — это каналы, по которым может течь энергия, но эта
энергия подчиняется своим собственным законам.
«Человек страдает неврозом, если его эго теряет способность каким-то образом распределять свое
либидо» (Freud, 1916).
Либидо и агрессивная энергия
Каждое из этих обобщенных влечений имеет свой особый источник энергии. Либидо (лат. libido
— страстное влечение, сильное желание) — это энергия, которая наличествует у влечения к жизни. «Ее
вырабатывание, усиление или ослабление, распределение и перемещение может предоставить нам
возможность объяснения наблюдаемого психосексуального феномена» (Freud, 1905 а, р. 118).
Одной из характеристик либидо является его «мобильность» — это та легкость, с которой оно
может переключаться с одной зоны внимания на другую. Фрейд изобразил изменчивую природу
эмоциональной восприимчивости (responsiveness) в виде потока энергии, устремляющегося к областям
непосредственного интереса и вытекающего из них.
Агрессивная энергия,
или влечение к смерти, не имеет специального названия.
Предположительно ее основные свойства такие же, как и у либидо, хотя Фрейд не дал четкого описания.
Катексис
Катексис
— это способ, посредством которого имеющаяся в наличии либидозная, психическая
энергия привязывается или вкладывается в какого-то человека, идею или вещь. Либидо в состоянии
катексиса больше не мобильно и не может перейти к новым объектам. Причина этого кроется в той
области психики, которая притягивает и удерживает его (либидо).
Немецкое слово Besetzung, которое Фрейд использовал для обозначения этого понятия, имеет как
значение «захватывание», так и значение «вкладывание». Если вы представите ваш запас либидо как
некое данное количество денег, то катексис — это способ их вложения. Раз уж какая-то часть денег
инвестирована или вложена, она остается там, позволяя вам инвестировать то, что осталось, в другом
месте.
Например, психоаналитические изучения случаев переживания скорби по поводу смерти
близкого человека интерпретируют отсутствие интереса к повседневным делам и излишнюю
сосредоточенность на недавно умершем человеке как уход либидо из сферы обычных взаимоотношений
и как катексис крайней степени по отношению к ушедшему.
«Существуют определенные патологические состояния, которые, по-видимому невозможно
объяснить, не постулируя того, что субъект извлекает конкретное количество энергии, которую он
распределяет в различных пропорциях в его взаимоотношениях с объектами и с самим собой»
(La
Planche & Pontalis, 1973, p. 65).
Психоаналитическая теория связана с пониманием того, где либидо «привязалось» (cathected)
неподходящим образом. Когда эта энергия освобождается и перенаправляется, тогда она становится
пригодной для удовлетворения других имеющихся потребностей. Необходимость высвобождения
пограничных энергий (bound energies) обнаруживается в идеях Карла Роджерса (Carl Rogers) и Абрахама
Маслоу (Abraham Maslow), а также в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий приходит к различным
выводам относительно источника психической энергии, но все согласны с утверждением Фрейда о том,
что идентификация и направленность психической энергии — это главный вопрос в понимании
Hosted by uCoz