Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 726 
Next page End  

собой в очень резких тонах, осуждая себя за каждую оплошность, ожидая самого худшего и чувствуя, что
они заслуживают всех тех несчастий, которые обрушиваются на них, поскольку они все равно
никчемны. Люди, испытывающие сильную депрессию, как правило, разговаривают с собой еще более
громким голосом. Для них негативные мысли — это не просто шепот, раздающийся на периферии
сознания, а громкие, повторяющиеся крики, которые могут поглощать массу энергии и отвлекать
человека от какой-то другой деятельности.
Сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных
симптомов образует порочный круг, который поддерживает и усиливает симптомы, приводя иногда к
серьезным эмоциональным расстройствам. Бек приводит пример человека, страдающего от симптомов
тревоги, включая такие, как сильное сердцебиение, потение и головокружение. Мысли пациента о
смерти ведут к повышенной тревоге, проявляющейся в физиологических симптомах; эти симптомы
затем интерпретируются как признаки неминуемой смерти (1976, р. 99).
Когнитивная терапия и здравый смысл
Открытие существования автоматических мыслей ознаменовало перемену в подходе Бека к
терапии, а также в его взгляде на человеческую личность. Содержание этих мыслей «не было обычно
связано с какими-то эзотерическими темами, такими, как кастрационная тревога (castration anxiety) или
психосоциальные комплексы (fixations), как могла бы предположить классическая психоаналитическая
теория, но имело отношение к крайне важным социальным вопросам, таким, как успех или неудача,
одобрение или неприятие, уважение или презрение» (Beck, 1991, р. 369).
Важной особенностью автоматических мыслей является то, что человек может их осознавать и
что они делают возможной интроспекцию. Несмотря на то что сначала эти мысли трудно заметить,
после определенной подготовки, как обнаружил Бек, они могут быть доведены до сознания.
Следовательно, и источник, и решение эмоциональных проблем находятся внутри сферы человеческого
осознания, в пределах, доступных его познанию.
«То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует
события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на
внутренние механизмы эмоциональных расстройств» (Beck, 1976, р. 38).
Этот принцип лежит в основе когнитивного подхода Бека к терапии. Стержнем этого подхода
является уважение к способностям человеческих существ исцелять себя и торжество здравого смысла,
воплощающего в себе мудрость, посредством которой люди из поколения в поколение развивали эти
способности. Бек привлекает внимание к повседневным «подвигам» наших когнитивных способностей:
«Если бы не способность человека столь умело фильтровать и прикреплять соответствующие
ярлыки к лавине внешних стимулов, его мир был бы хаотичным и один кризис в нем сменял бы другой.
Более того, если бы он не мог контролировать свое высокоразвитое воображение, то периодически
попадал бы в некую сумеречную область, неспособный провести грань между реальностью какой-то
ситуации и образами и личными намерениями, которые она инициирует. В своих межличностных
отношениях он, как правило, может находить скрытые ключи, которые позволяют ему отделять своих
врагов от друзей. Он вносит в свое поведение едва уловимые поправки, помогающие ему сохранять
дипломатические отношения с людьми, которые ему несимпатичны или которым несимпатичен он. Он,
как правило, может проницать взглядом социальные маски других людей, отличать искренние послания
от неискренних, видеть разницу между дружелюбным притворством и замаскированным антагонизмом.
Он настраивается на значимые сообщения в сильнейшем гуле звуков, с тем чтобы можно было
организовывать и модулировать собственные реакции. Эти психологические операции, по-видимому
срабатывают автоматически, не свидетельствуя о каком-то интенсивном познании, обдуманности или
рефлексии» (Beck, 1976, р. 11-12).
Это красноречивое выражение веры Бека в основополагающую человеческую способность
исцеляться и оставаться целостным. Его восхваление нашего природного умения сохранять психическое
здоровье напоминает человека как ученого Келли. Оба ценили способности человеческого ума, которые
заставляли их проявлять уважение к простому человеку и считать, что разрыв между экспертом (ученым
или терапевтом), который обладает знаниями, и дилетантом, который ими предположительно не
Hosted by uCoz