Navigation bar
  Print document Start Previous page
 351 of 726 
Next page End  

Используя данную метафору, Келли пытался указать не только на то, что обычные люди подобны
ученым, но и на то, что ученые тоже являются людьми. Однако хотя эта метафора позволяет описать
некоторые важные аспекты теории Келли, она не передает основной сути его теории, что Келли удалось
сделать в своих более поздних работах. Более того, Келли признается, что если бы ему пришлось
повторить всю свою работу сначала, он изложил бы свою теорию более откровенным языком. Он даже
фактически приступил к осуществлению этого замысла в своей незаконченной книге «Человеческие
чувства» (The
Human
Feeling),
(Fransella, 1995, p. 16). Некоторые завершенные главы этой книги были
опубликованы после его смерти в собрании рукописей Келли под редакцией Махера (Маэра) (Maher,
1969). Чрезмерный акцент на метафоре «человека-ученого» при изложении теории Келли другими
авторами привел к тому, что в ряде учебников психологии эта теория стала классифицироваться как
когнитивистская либо как теория, перебрасывающая мост между когнитивистским и гуманистическим
подходом. Однако в данной книге мы будем отстаивать точку зрения, что основная суть его учения в
большей степени принадлежит кругу гуманистических теорий Роджерса, Маслоу, и ряда других авторов
(Epting & Leitner, 1994; Leitner & Epting, в печати). Фактически, он являлся одной из ключевых фигур на
Конференции в Олд Сэйбрук (Old
Saybrook
Conference), положившей начало американской
гуманистической психологии (Taylor, 2000). Однако Келли явился автором гуманистической теории
совершенно иного типа, в которой основное значение придается процессу самосотворения (Butt, Burr, &
Epting, 1997), в противовес теории Маслоу, предложившего иерархию специфических потребностей,
предполагающая, что основная роль принадлежит процессу самораскрытия (Maslow, 1987). Кроме того,
Келли пытался разработать конкретные операции, обеспечивающие наглядное подтверждение своих
теоретических концепций.
Келли заложил прочный гуманистический фундамент своей работы, приняв в качестве
центрального положение о том, что люди способны к постоянному сотворению себя заново. Для Келли
реальности органически присуща гибкость; в ней есть место для поиска, творчества и обновления. В
сущности, теория личностных конструкций представляет собой психологию понимания точки зрения
индивидуума — понимания, благодаря которому можно помочь ему решить, какие выборы являются для
него оптимальными, учитывая его текущее положение дел. Поскольку люди конструируют смысл своей
жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что
существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру. Реальность оказывается не
настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее
немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать, reconstrue) реальность. Мы
вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто
приносит ощущение свободы. Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе
постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению
себя. Таким образом, Келли создал подлинно гуманистическую теорию действия, преследующую цель
открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для
преодоления, так и возможности для роста.
Биографический экскурс
Джордж Александр Келли, единственный ребенок в семье, родился 28 апреля 1905 года на ферме
близ небольшого городка Перт, штат Канзас (Perth, Kansas), распложенного южнее Вичиты. Отец и мать
Келли были хорошо образованными людьми, чьи познания об окружающем мире выходили далеко за
рамки их провинциальной жизни (Francella, 1995, 5). Его мать, родившаяся на (острове) Барбадос в
Западной Индии, была дочерью капитана морского судна — искателя приключений, неоднократно
перебиравшегося со своей семьей в разные уголки света. Отец Келли прошел подготовку
пресвитерианского проповедника, но после женитьбы оставил свою миссию и поселился на ферме в
Канзасе.
Начальное образование Келли представляло собой сочетание школьных занятий и домашнего
обучения в периоды, когда поблизости не было работающей школы. С 13 лет Келли большую часть
времени жил вдали от дома, сменив четыре школы, ни в одной из которых он так и не получил
Hosted by uCoz