Navigation bar
  Print document Start Previous page
 355 of 726 
Next page End  

является живой человек» (Kelly, 1969b, p. 89).
Хотя существует реальный мир, внешний по отношению к нашему восприятию мира, мы как
индивидуумы познаем этот мир путем наложения на него наших интерпретаций. Мир не открывает себя
перед нами непосредственно и автоматически. Мы должны установить с ним определенные отношения.
И только благодаря отношениям, которые мы формируем с миром, мы обретаем знания, позволяющие
нам развиваться. На нас лежит ответственность за то, какое знание мы получим о мире, в котором мы
живем. Келли охарактеризовал данный аспект своей философской базы как позицию
эпистемологической ответственности (Kelly, 1966b). Другим основанием для принятия этого
отстаимового Келли активного подхода к знанию явился тот факт, что для Келли сам мир находится «в
процессе». Мир непрерывно изменяется, так что адекватное понимание мира требует постоянной его
переинтерпретации. Знание о мире не может собираться, храниться и дополняться подобно соединению
прочных и цельных строительных блоков. Адекватное понимание требует постоянного изменения.
В теории личностных конструктов делается также дополняющее положение о том, что знание о
мире едино. При этом предполагается, что когда-нибудь мы узнаем истинное положение вещей. В
какой-то момент, принадлежащий далекому будущему, для нас станет ясно, какую концепцию мира мы
должны принять, какая концепция является достоверной (veridical). В настоящее время, однако, намного
более эффективной стратегией является использование нескольких различных интерпретаций
(конструктивных альтернатив), что позволит нам увидеть наглядные преимущества каждой из них.
Кроме того, предполагается, что некоторые преимущества можно увидеть, лишь охватывая своим
взором продолжительный период времени, вместо того чтобы рассматривать человека от момента к
моменту или в рамках, одной, отдельно взятой ситуации.
Система личностных конструктов: основные положения
В данном разделе мы рассмотрим положение, которое Келли назвал фундаментальным
постулатом, а также два из одиннадцати короллариев, которые можно рассматривать как следствия
данного постулата. Материал излагается единым блоком, поскольку он содержит определяющие
признаки базовой системы конструктов, и является основанием, на котором строится вся теория. Для
того, чтобы понять человеческую природу с предлагаемой точки зрения, необходимо начать с этих
положений, как описывающих то, что нам «дано». Этот базовый материал изложен Келли следующим
образом:
«Фундаментальный постулат. Деятельность человека психологически канализируется в
соответствии с тем, как он предвосхищает события» (Kelly, 1955, р. 46).
«Конструктивный королларий. Человек предвосхищает события, конструируя их копии» (р. 50).
«Дихотомический королларий. Конструкционная система человека состоит из ограниченного
количества дихотомических конструкций» (р. 59).
Данные теоретические положения содержат информацию о том, что представляет собой человек,
как нам следует подходить к пониманию человека. Во-первых, человек должен рассматриваться как
организованное целое. Следовательно, человека нельзя изучать, рассматривая отдельные его функции,
такие, как память, мышление, восприятие, эмоции, ощущения, научение, и т. д.; человека также нельзя
рассматривать лишь как часть социальной группы. Вместо этого за человеком должно быть признано его
законное право являться центральным предметом исследования, индивидуумом, заслуживающим
понимания со своей собственной точки зрения. Элементом анализа при этом является личностный
конструкт, а к человеку следует подходить как к психологической структуре, представляющей собой
систему личностных конструктов. Используя систему личностных конструктов, клиницист
рассматривает индивидуума в соответствии с теми измерениями смыслов, которые индивидуум
накладывает на мир, так чтобы этот мир мог поддаваться интерпретации. Терапевта прежде всего
интересует система смыслов, которую индивидуум использует для понимания межличностных
отношений — того как индивидуум рассматривает свои отношения с родителями, мужем или женой,
друзьями, соседями, работодателями, и т. д. Иными словами, данный подход можно охарактеризовать,
указав на то, что основным предметом внимания должен являться взгляд самого индивидуума на мир и,
прежде всего, на сферу межличностных отношений.
Hosted by uCoz