Navigation bar
  Print document Start Previous page
 357 of 726 
Next page End  

обращал внимания. Джон может сказать себе: что-то в нем приводит меня в такое же состояние духа,
которое я испытывал в присутствии своей сестры. Да, это напоминает мне то сочувствие и
расположение, которое она ко мне проявляла. Затем он начинает искать (лишь в определенной степени
осознанно) примеры людей, демонстрирующих качества, противоположные проявляемым его сестрой,
и это накладывает ограничения на соответствующее измерение конструкта в целом и придает ему более
узкий и определенный смысл. Джон может сказать, что эта сочувственная нота контрастирует с
равнодушным и невнимательным отношением его дяди, которого, кажется, всегда интересовал в людях
только их интеллект. Этот контраст, задающий конструктивное измерение, используется для выделения
полного набора элементов (других людей) в жизни человека, часть которых локализуется вблизи полюса
сходства, а другая часть — на противоположном конце спектра. Такие конструктивные измерения
используются не в качестве хранилища элементов, а как инструмент их локализации, подобно ножкам
циркуля, указывающим лишь на относительное расположение двух элементов — их взаимное
расположение по отношению друг к другу. Именно в сочувствии, проявляемом другом Джона, состоит
его сходство с сестрой, а с другой стороны — его отличие от дяди. Возможно, при других
обстоятельствах и в обществе других людей тот же самый дядя проявит подлинное сочувствие по
отношению к этим другим людям, с которыми он только что познакомится.
Такие конструктивные измерения биполярны (имеют два полюса и являются дихотомическими);
иными словами, они не представляют собой бесконечного и континуального спектра градаций одного и
того же качества. Отношение между обоими полюсами является отношением контраста: один полюс
противоположен другому. Однако понять дихотомическую природу конструктов очень не просто.
Предполагается, что любые психологические измерения, которые воспринимаются нами как
континуальный спектр некого качества, можно представить себе и в поляризованной дихотомической
форме. Тем не менее в значительной части исследований конструктивные измерения используются в
континуальной форме (Bannister and Mair, 1968; Epting, 1972; Fransella & Bannister, 1977).
Для размышления. Выявление конструктов
Попробуйте выявить собственные личностные конструкты, используя следующие пункты
репертуарного теста, взятого из работы Келли (Kelly, 1955, р. 158-159):
Шаг 1.
Впишите по одному имени напротив каждого пункта; следите за тем, чтобы имена не
повторялись.
1. Ваша мать или человек, в наибольшей степени ведущий себя как мать по отношению к вам.
2. Ваш отец или человек, в наибольшей степени ведущий себя как отец по отношению к вам.
3. Ваш самый близкий брат или человек, в наибольшей степени ведущий себя как брат по
отношению к вам.
4. Ваша самая близкая сестра или человек, в наибольшей степени ведущий себя как сестра по
отношению к вам.
5. Преподаватель, который вам нравился, или преподаватель того предмета, который вам
нравился.
6. Преподаватель, который вам не нравился, или преподаватель того предмета, который вам не
нравился.
7. Ваш ближайший друг/подруга, непосредственно предшествующий вашему теперешнему
другу/подруге.
8. Значимый для вас другой человек на настоящий момент либо ближайший теперешний
друг/подруга.
9. Работодатель, инструктор или начальник, под руководством которого вы находились в период
самого тяжелого стресса.
10. Человек, с которым вы тесно связаны и которому вы, вероятно, не нравитесь.
11. Человек, которого вы встретили в течение последних шести месяцев, и которого вы хотели
бы узнать лучше.
12. Человек, которому вы больше всего хотели бы помочь или которого вам жаль.
13. Наиболее высоко интеллектуальный человек, которого вы знаете лично.
Hosted by uCoz