Navigation bar
  Print document Start Previous page
 365 of 726 
Next page End  

понимания. Агрессия рассматривается в данной теории как преимущественно конструктивная
активность, которая может ассоциироваться с качествами, характеризующимися уверенностью человека
в себе. Агрессивные проявления, по сути, и представляют собой уверенное построение собственной
конструктивной системы. Более негативные характеристики, обычно ассоциирующиеся с агрессией,
включает следующая концепция — чувство враждебности, определяемое следующим образом:
«Враждебность — это продолжительное усилие, направленное на вымогание подтверждающих
свидетельств в пользу такого, рода социального прогноза, который уже показал свою ошибочность»
(Kelly, 1955, р. 510).
Сила, которую люди видят во враждебности, может быть спутана с агрессией, фактически
являющейся лишь активной (спонтанной) проработкой своей системы. Враждебность же может
принимать форму как неконтролируемого гнева, так и невозмутимого хладнокровия, спокойствия и
собранности. Наличие или отсутствие гнева не является определяющим признаком, на который мы
должны обращать свое внимание. Намного более важным является тот факт, что часть мира личности
начинает рушиться (оказывается несостоятельной, опровергнутой), поэтому у человека возникает
ощущение того, что ему необходимо добиться получения подтверждающих свидетельств. Муж
становится враждебным, когда он настаивает на том, чтобы жена демонстрировала внешние
проявления любви, хотя на самом деле, оба они уже перестали испытывать друг к другу это чувство.
Враждебность захватывает наиболее центральные глубинные структуры испытывающего ее
индивидуума. Такой предстает перед нами враждебность человека, борющегося за свою жизнь.
Вероятно, мы будем смотреть на этот пример враждебности с долей сострадания — чувства, которое
обычно ускользает из наших представлений о враждебности. В любом случае задачи терапевта, как
правило, связаны с выявлением того, что же оказалось несостоятельным и что делает эту
несостоятельность невыносимой для индивидуума в настоящий момент.
Маккой (McCoy, 1977) предприняла попытку дополнить список концепций переходного
эмоционального опыта, предложив свои определения замешательства, сомнения, любви, счастья,
удовлетворения, испуга или (внезапного) удивления и гнева. Мы призываем читателя ознакомиться с ее
работой, в которой рассматриваются эти понятия, дополняющие теорию Келли. Одно из таких
дополняющих понятий Маккой определяет следующим образом: «Любовь: осознание подтверждения
собственной центральной структуры... Говоря коротко, в любви человек видит себя дополненным до
целого любящим его человеком, благодаря чему его центральные структуры находят свое
подтверждение» (McCoy, 1977, р. 109).
Это переживание является своего рода тотальным утверждением себя как целостного существа.
При этом возникает ощущение «завершенности индивидуума», которое предполагает данное
определение. Эптинг (Epting, 1977) предложил несколько иное определение любви: «Любовь — это
процесс подтверждения и опровержения, ведущий к наиболее полной проработке людьми себя как
целостных существ».
Данное определение включает в себя не только любовь, найденную в подтверждении, и
поддержку, как находимую в подтверждении, но также любовь, опровергающую те наши проявления и
качества, которые недостойны нас. Акт любви не всегда выражается в поддержке, но он всегда
принимает направление, ведущее к обретению нами целостности. Такая любовь подводит нас к самым
границам нашей конструктивной системы и позволяет нам испытать всю полноту жизненного опыта.
Циклы опыта
Заключительный раздел темы переходных конструктов посвящен циклам опыта, включающим
активные и творческие проявления человека. Мы начнем наше обсуждение с цикла, касающегося
способности предпринимать эффективные действия в своей жизни:
«Р-У-К-цикл представляет собой последовательный ряд конструкций, включающий
рассмотрение вариантов (осмотрительность), упреждение и контроль (Circumspection-Preemtion-Control,
C-P-C) и ведущий к выбору, вследствие которого индивидуум оказывается в определенной ситуации»
(Kelly, 1955, р. 515).
Любой метод терапии предполагает понимание осуществляемых человеком действий, иначе
Hosted by uCoz