Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 726 
Next page End  

контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые
определяют и ограничивают гибкость эго.
Ид полностью бессознательно, тогда как эго и суперэго только отчасти таковые. «Несомненно
значительные области эго и суперэго могут оставаться бессознательными и являться, в
действительности, обычным бессознательным. Это значит, что человек ничего не знает об их
содержании и требуется затратить определенные усилия, чтобы заставить его осознать их» (Freud, 1933,
р. 69).
Главная задача психоанализа, выражаясь этим языком, заключается в том, чтобы усилить эго,
сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны суперэго и повысить его
способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ид.
Психосексуальные фазы развития
По мере того как младенец становится ребенком, ребенок — подростком, а подросток —
взрослым человеком, происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как
эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и
физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах
развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда
человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития.
Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих
потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при
нормальном развитии.
«Психоанализ стал первым в психологии рассматривать тело человека в целом как место
существования... Психоанализ является глубоко биологическим по своей сути» (Le Barre, 1968).
Оральная фаза
Оральная фаза начинается с момента рождения, когда и потребности, и их удовлетворение
предполагают участие губ, языка и, немного позднее, зубов. Основной стимул младенца не социальный
и не межличностный: просто получить пищу и ослабить состояние напряжения от голода и жажды. Во
время кормления ребенка также успокаивают, прижимают к себе и убаюкивают. Ребенок ассоциирует
как удовольствие, так и ослабление напряжения с процессом кормления.
Рот — это первая зона тела, которую ребенок может контролировать, большая часть либидозной
энергии направлена туда или сфокусирована на этой зоне. По мере созревания ребенка развиваются
другие части тела. Однако некоторое количество энергии остается перманентно прикрепленным или
«заряженным» (cathected) по отношению к способам орального удовлетворения. Во взрослом состоянии
существует множество усовершенствованных привычек и сохраняется интерес к поддержанию оральных
удовольствий. Поглощение пищи, сосание, жевание, курение, кусание, облизывание или чмоканье
губами являются физическими выражениями этих интересов. Те, кто постоянно грызет что-то,
курильщики и те, кто часто переедает, могут быть частично фиксированными на оральной фазе; это
люди, чье психологическое созревание, возможно, не завершено.
Поздняя оральная фаза, после того как у ребенка появляются зубы, содержит в себе
удовлетворение агрессивных инстинктов. Кусание груди, вызывающее у матери боль и приводящее к
фактическому удалению от груди, является примером этого рода. Сарказм взрослого, вырывание силой
чьей-то пищи и сплетничание описываются как имеющие отношение к этой фазе развития.
Сохранение некоторого интереса к оральным удовольствиям — это нормальное состояние.
Оральное удовлетворение может рассматриваться как патологическое в том случае, если это
доминирующий способ удовлетворения, то есть если человек зависит от оральных привычек для
ослабления состояния беспокойства или напряжения.
Анальная фаза
Hosted by uCoz