Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 726 
Next page End  

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение.
Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его
профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее
проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва.
Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса
с клиентами стали более свободными и непосредственными.
В 1957 году Роджерс перешел в Висконсинский университет, в Мэдисон, где занимался сразу и
психиатрией, и психологией. Этот период был для него довольно сложным с профессиональной точки
зрения, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии. Роджерс чувствовал, что его свобода учить и
свобода студентов учиться ограничиваются. «Я довольно терпимый человек, живу сам и позволяю жить
другим людям, но когда они не дают жить моим студентам, это уже становится серьезной проблемой»
(1970, р. 528).
«Я часто благодарил судьбу за то, что в период, когда я крайне нуждался в помощи, я обучал
терапевтов, которых по праву можно назвать личностями, не зависящими от меня, тем не менее всегда
готовыми предложить мне эту помощь» (Rogers, 1967, р. 367).
Свое растущее негодование Роджерс высказал в работе «Современные положения об обучении в
аспирантуре: Страстное заявление» (Current Assumptions in Graduate Education: A Passionate Statement, 1969).
Несмотря на то что работа была отклонена от публикации «Американским психологом» (The American
Psychologist), она моментально распространилась среди аспирантов и получила у них огромный
неформальный успех еще до того, как, в конце концов, вышла в свет.
«Темой моего заявления было следующее: при подготовке психологов мы проводим
неинтеллигентную, неэффективную и пустую работу, нанося вред и нашей науке , и обществу» (1969, р.
170). Вот утверждения, которые критиковал Роджерс:
«1. Студенту нельзя доверять управление процессом своего научного и профессионального
обучения.
2. Оценка — это обучение; обучение — это оценка.
3. Что преподносится на лекции, то и изучает студент.
4. Все истины психологии уже известны.
5. Выдающиеся ученые выросли из послушных учеников» (1969, р. 169-187).
Неудивительно, что вскоре, в 1963 году, Роджерс переехал в Ла Джолла, штат Калифорния, в
недавно основанный Западный научный институт поведения. Через несколько лет он помог создать
центр изучения личности — общество, куда входили психологи, психотерапевты, врачи, педагоги.
Влияние Роджерса на процессы обучения стало настолько явным, что он написал о них книгу,
где дал подробную характеристику методов обучения, которые защищал и активно внедрял. Работы
«Свобода учиться» (Freedom to Learn, 1969) и «Свобода учиться для 80-х» (Freedom to Learn for the 80's,
1983) содержат его четкие положения, касающиеся природы человека.
Работа Роджерса с группами стала результатом лет, проведенных в Калифорнии, где он мог
свободно экспериментировать, изобретать и проверять свои идеи без вмешательства различных
социальных и академических институтов. Результаты исследований он собрал в работе «Карл Роджерс о
группах встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970).
«Что я подразумеваю под личностно-центрированным подходом? Он представляет собой
основной предмет всей моей профессиональной жизни, который постепенно становился ясным
благодаря опыту, взаимодействию с людьми и исследованиям. Я улыбаюсь, когда вспоминаю названия,
которые я давал этому предмету в течение своей карьеры — недирективное консультирование
(nondirective counseling), клиенто-центрированная терапия (client-centered therapy), студент-
центрированное обучение (student-centered teaching), центрированное на группе руководство (group-
centered leadership)» (1980a, р. 114).
Одним из направлений отхода Роджерса от психотерапии было исследование тенденций и
ценностей в браках. Его работа «Вступление в партнерство: Брак и его альтернативы» (Becoming Partners:
Marriage and Its Alternatives, 1972) представляет собой исследование преимуществ и недостатков
различных видов взаимоотношений.
Через несколько лет, вернувшись к психотерапии, Роджерс объединил свою работу в группах с
Hosted by uCoz