Navigation bar
  Print document Start Previous page
 388 of 726 
Next page End  

— это организованный последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования
и преобразования по мере изменения ситуаций.
«Я» нельзя уловить или сфотографировать как на фотоснимке, потому что оно представляет
меняющуюся, неустойчивую сущность.
Многие используют понятие «я» для
описания стабильной и неизменной части личности. Для
Роджерса оно имеет прямо противоположный смысл. Согласно теории Роджерса, «я» означает процесс,
систему, которая по определению является меняющейся, непостоянной. В своих рассуждениях Роджерс
опирается именно на эту разницу, делает акцент на изменчивости и гибкости «я». Опираясь на понятие
изменчивого «я» Роджерс сформулировал теорию о том, что люди не просто способны к личностному
развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей. «Я» или «я»-
концепция (self concept) — это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте
прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее (Evans, 1975).
«Я»-идеальное
«Я»-идеальное — это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот
мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать» (Rogers, 1959, р. 200). «Я»-идеальное
представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение..
Если у человека «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический
дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья
является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. «Я»-идеальное —
это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «я»-идеальное сильно отличается
от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к
личностному развитию.
Приведенный ниже случай из практики служит отличным примером. Студент, который был
лучшим в средней школе и очень хорошо учился в колледже, внезапно решил бросить колледж. Свой
уход он объяснял тем, что получил за курс оценку «C». Его мысленный образ самого себя, согласно
которому он везде и всегда должен быть лучшим, подвергся опасности. Единственное разрешение
конфликта, которое молодой человек мог себе представить, было бегство. Ему проще было оставить
академический мир вообще, чем отрицать различие между своим реальным поведением и идеальным
представлением о себе. Молодой человек сказал, что попытается стать «лучшим» в какой-нибудь другой
области. Таким образом, чтобы защитить идеальный образ своего «я», он готов был оставить
академическую карьеру. Он бросил школу, много путешествовал по миру и
сменил множество мест
работы. Когда мы снова встретили его, он уже был в состоянии допустить возможность, что совсем
необязательно быть лучшим с самого начала, однако все еще испытывал большие трудности, когда ему
приходилось заниматься любым видом деятельности, который предполагал возможность неудачи.
Если «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, это отличие может серьезно мешать
нормальному здоровому функционированию личности. Люди, страдающие от такого различия, зачастую
просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями. Например,
некоторые родители говорят, что сделают для своих детей «все, что угодно», однако на самом деле
родительские обязательства являются для них бременем. Такие родители не исполняют обещаний,
которые дают своим детям. В результате дети оказывается в замешательстве. Родители либо не могут,
либо не хотят видеть разницу между их «я»-реальным и «я»-идеальным.
Для размышления. Образ своего идеального «я»
Чтобы получить представление о разнице между вашим «я»-идеальным и «я»-реальным,
попробуйте выполнить следующее упражнение.
Напишите список своих качеств, которые вы считаете недостатками. Например:
«У меня 10 фунтов лишнего веса».
«Я очень жадный, особенно в отношении книг».
«Мне никогда не понять математики».
Теперь перепишите те же самые утверждения, но подчеркивая разницу между вашим «я»-
Hosted by uCoz