Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 726 
Next page End  

взрослый воспринимает негативные чувства ребенка, однако отвергает сопутствующее им поведение. В
таких идеальных условиях ребенок не будет подвергаться давлению и не станет стремиться отказаться от
непривлекательных, однако естественных черт своей личности.
«Таким образом, мы видим базовое отчуждение в человеке. Он не относится искренне к себе
самому, к собственной органичной оценке переживаний и, для того чтобы сохранить позитивную
оценку других людей, фальсифицирует какие-то осознанные им ценности и рассматривает их только с
точки зрения привлекательности для окружающих. Это все же не сознательный выбор, а вполне
естественное — и трагичное — следствие детского развития» (1959, р. 226).
Поведение и отношения, отрицающие какие-то аспекты «я», называются требованиями
признания заслуг.
Подобные требования считаются необходимыми для ощущения собственной
ценности и завоевания любви. Однако они не только препятствуют свободному поведению человека,
но и мешают развитию и осознанию им собственной личности; приводят к развитию несоответствия и
даже ригидности личности.
Такие требования главным образом и препятствуют правильному восприятию и мешают
человеку мыслить реалистически. Это избирательные шоры и фильтры, которыми пользуется тот, кто
нуждается в любви других. Детьми, мы перенимаем определенные отношения и поступки для того,
чтобы быть достойными любви. Мы понимаем, что если примем определенные условия, отношения и
будем вести себя соответственно, то будем достойны любви окружающих. Такие сложные отношения и
действия относятся к области несоответствия личности. В предельных ситуациях требования признания
заслуг характеризуются убеждением, что «меня должны любить и уважать все, с кем я вхожу в контакт».
Требования признания заслуг создают несоответствие между «я» и «я»-концепцией.
Если вам, к примеру, говорят: «Ты должен любить свою новую маленькую сестричку, иначе мама
и папа не будут любить тебя», — то смысл подобного утверждения заключается в том, что вы обязаны
подавлять любые искренние негативные чувства, которые вы испытываете к вашей сестре. Только если
вам удастся скрыть свою недоброжелательность и ваше нормальное проявление ревности, — только
тогда ваши отец и мать будут продолжать любить вас. Если вы признаете свои чувства, то рискуете
потерять родительскую любовь. Решение (которое вызвано требованием признания заслуг) состоит в
том, чтобы отрицать подобные чувства и блокировать их восприятие. А это означает, что чувства,
которые так или иначе выйдут на поверхность, скорее всего, не будут соответствовать своему
проявлению. Вы, вероятно, будете реагировать следующим образом: «Я на самом деле люблю свою
маленькую сестру; я обнимал ее, пока она не заплакала», или «Я нечаянно подставил ей ногу, вот она и
упала», или скажете что-нибудь более универсальное: «Она первая начала!»
Роджерс пишет о той невероятной радости, которую испытывал его старший брат, как только
появлялась возможность за что-то ударить младшего. Их мать, брат и сам будущий ученый были
ошеломлены подобной жестокостью. Позже брат вспоминал, что не особенно сердился на младшего,
однако это была редкая возможность, и ему хотелось «сбросить» как можно больше накопившейся
злости. Признавать подобные чувства и выражать их, когда они возникают, здоровее, говорит Роджерс,
чем отрицать или считать, что этих чувств нет.
Развитие ложного образа «я»
Когда ребенок взрослеет и его личность развивается, проблема может оставаться. Развитие
личности осложняется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей» «я»-
концепции. Для того чтобы сохранить ложный образ «я», ребенок продолжает искажать собственные
переживания. Чем больше искажение, тем больше шансов у ребенка совершить ошибку и столкнуться с
дополнительными проблемами. Первоначальные искажения в результате могут проявиться в
спутанности поведения, ошибках и смущении.
Существует и обратная связь. Каждый пример несоответствия между «я» и реальностью
усиливает дисбаланс личности, который, в свою очередь, вызывает защитные реакции, неспособность
человека воспринимать новый опыт и создает условия для новых проявлений несоответствия.
Иногда защитные механизмы не срабатывают. Человек начинает осознавать очевидное
несоответствие между своим поведением и убеждениями. В результате он может испытывать
Hosted by uCoz