Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 726 
Next page End  

Этот ряд положений очень трудно достижим даже для самых удачных пар, однако именно он, в
конечном итоге, определяет прочные и длительные взаимоотношения.
Эмоции
Здоровый нормальный человек отдает себе отчет в своих эмоциях, независимо от того, выражает
он их или нет. Чувства, которые не находят выражения, искажают восприятие и реакцию на событие, их
спровоцировавшее.
Например, человек может чувствовать беспричинную тревогу. Исходной причиной тревоги будет
неприятие и непонимание этой тревоги, так как она воспринимается как угроза образу «я». Организм
бессознательно реагирует на возможную тревогу и вызывает психофизиологические изменения
(McClearly & Lazarus, 1949). Как следствие защитных реакций, организм поддерживает
несоответствующие убеждения и поведение. Человек может действовать, исходя из этих убеждений и
не осознавать, почему он или она именно так поступает. Например, мужчина может неуютно себя
чувствовать, заметив откровенное поведение гомосексуалистов. Его восприятие зафиксирует
дискомфорт, но не подскажет причину. Он не сможет признать свою собственную неясную сексуальную
идентичность или, может быть, страхи и надежды, касающиеся его собственной сексуальности.
Искажение его восприятия может перейти в открытую враждебность к гомосексуалистам. Этот мужчина
будет воспринимать их как внешнюю угрозу, вместо того чтобы признать свой внутренний конфликт.
«Все же, если мы попытаемся осознать себя целиком, мы можем услышать «молчаливые крики»
отвергнутых чувств, услышать их эхо, отражающееся от стен аудиторий и университетского коридора. И
если мы будем достаточно чувствительны, то сможем уловить творческие мысли и идеи, зачастую
рождающиеся в результате открытого проявления чувств» (Rogers, 1973b, p. 385).
Интеллект
Роджерс называет интеллект тем инструментом, который человек может эффективно
использовать для того, чтобы интегрировать собственный опыт. Он скептически относится к
образовательным системам, переоценивающим интеллектуальные способности и недооценивающим
эмоциональные и интуитивные аспекты функционирования личности.
В частности, Роджерс считает, что тренинг после окончания учебы, использующийся во многих
областях, слишком агрессивен, унижает достоинство и ведет к депрессии. Необходимость постоянно
выполнять неинтересную рутинную работу, в сочетании с зависимой ролью, которую отводят студентам
последних курсов, — все это подавляет и затормаживает проявление продуктивных творческих
способностей студентов. Роджерс приводит пример Альберта Эйнштейна и его впечатления о
студенческой поре: «Это принуждение подействовало на меня настолько устрашающе, что после того
как я сдал последний экзамен, целый год разрешение каких бы то ни было проблем вызывало у меня
отвращение» (1969, р. 177).
Если интеллект, как и любые другие свободно проявляющиеся в человеке функции, ведут его к
более правильному восприятию, то, следовательно, любое принуждение и ограничение интеллекта
необязательно принесет пользу. Роджерс настаивал на том, что людям лучше решать самим, что им
необходимо сделать для себя, пользуясь при этом поддержкой окружающих, а не делать то, что решили
за них другие.
«Все знают, как действуют на детей шпинат и ревень, которыми их закармливают. То же самое
происходит и с насильственным обучением. Студенты говорят: «Это шпинат, ну его к черту»» (Rogers,
1969).
«Кто бы мог привести в действие всю эту личность? Основываясь на своем опыте, я скажу, что
вряд ли это могут сделать члены университетских кафедр. Их традиционализм и самодовольство близки
к невозможному» (Rogers, 1973b, p. 385).
Понимание
Hosted by uCoz