Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 726 
Next page End  

сформулированных Роджерсом в 1940 году, остались в силе и тридцать лет спустя. Его подход
основывался на стремлении человека к росту, здоровью и приспособленности. Терапия служила одним
из способов освобождения личности и восстановления ее нормального развития. Терапия опирается,
скорее, на чувства, нежели на интеллект и касается в основном непосредственной жизненной ситуации,
а не прошлого. В конце своей жизни Роджерс рассматривал взаимоотношения терапевта и пациента как
переживания роста личности (1970).
Первоначально Роджерс пользовался словом клиент,
а позднее словом человек,
вместо
традиционного термина пациент.
Считается, что пациент — это больной человек, нуждающийся в
помощи тренированных профессионалов, тогда как клиенту требуется оказать услугу, которую он сам
себе оказать не может. Клиенты, несмотря на то что у них могут быть проблемы, рассматриваются как
люди, потенциально способные понять свою собственную ситуацию. Равенство отношений
подразумевает центрированную на личности модель, отсутствующую в отношениях доктор—пациент.
Терапия помогает человеку разобраться в собственных проблемах с минимумом постороннего
вмешательства. Роджерс определил психотерапию как «высвобождение уже существующей способности
у потенциально компетентной личности, а не манипуляцию эксперта с более или менее пассивным
человеком» (1959, р. 221). Такая терапия называется центрированной на личности, потому что в ней
необходимо активное участие человека, движущегося в определенном направлении. Роджерс считал,
что любые «интервенции эксперта» крайне вредны для роста личности.
«Человек обладает внутренней, по крайней мере, латентной способностью осознавать те факторы
своей жизни, которые причинили ему боль или явились причиной несчастья. Он может перестроиться
так, чтобы преодолеть их» (Rogers, 1952b).
Клиент-центрированный или личностно-центрированный терапевт
Ключи к выздоровлению находятся у клиента, но все же терапевт, помимо профессиональных
навыков, должен обладать рядом личных качеств, которые помогут клиенту научиться пользоваться
этими ключами. «Эти силы будут эффективны, если терапевт сможет установить с клиентом достаточно
теплые отношения принятия и понимания» (Rogers, 1952b, p. 66). Под пониманием Роджерс
подразумевал «желание и способность понять мысли, чувства и внутренние противоречия клиента с его
точки зрения; это способность смотреть на все глазами клиента, учитывая его опыт» (1950, р. 443). Для
того чтобы работать с клиентами, терапевт должен быть аутентичным и искренним. Терапевт должен
избегать того, чтобы играть роль — особенно роль терапевта, — когда он беседует с клиентом.
«[Это] подразумевает желание вести себя или выражать в словах различные чувства и
отношения, существующие во мне. Это значит, что мне нужно осознавать мои собственные чувства,
насколько это возможно, а не представлять их фасад, в действительности ощущая совсем другое» (1961,
р. 33).
На тренингах терапевты часто спрашивают: «Как надо себя вести, если мне не нравится пациент,
я чувствую скуку или сержусь?», «Разве эти чувства не будут свидетельствовать о чувствах, которые
человек переживает в ответ на его раздражающее поведение?»
Центрированный на клиенте ответ на эти вопросы включает несколько уровней понимания. На
одном уровне терапевт служит моделью искреннего восприятия. Он предлагает отношения, в которых
клиент может проверить свое чувство реальности. Если клиент уверен в том, что получит честный
ответ, он может убедиться в оправданности собственных предчувствий и опасений. Клиенты начинают
понимать, что могут получить на свои внутренние поиски искреннюю, не искаженную и не
ослабленную реакцию. Такая проверка реальности ощущений имеет большое значение, если восприятие
клиента лишено искажений и его переживания непосредственны.
На следующем уровне клиент-центрированный терапевт полезен тогда, когда он принимает и
способен поддерживать в себе безусловное позитивное отношение к клиенту. Роджерс определяет его
как «заботу, но не собственническую, не приносящую личной выгоды. Это такая обстановка, при
которой просто утверждается „я о тебе забочусь“, а не „я позабочусь о тебе, если ты будешь вести себя
так-то и так-то“» (1961, р. 283). Для терапевта это отношение заключается в «ощущении позитивного, не
оценивающего, одобрительного отношения» (1986а, р. 198). Такое отношение не означает позитивной
Hosted by uCoz