Navigation bar
  Print document Start Previous page
 404 of 726 
Next page End  

послушать и, в конце концов, стали принимать участие в этих дополнительных заседаниях. Тренеры
поняли, что связь с участниками обогащала опыт и тех, и других.
Часть тренеров из групп Коннектикута вместе с другими тренерами в 1947 году основала
Национальные лаборатории по тренингу (НТЛ). НТЛ помогали расширять и развивать деятельность T-
группы (тренинговой группы), которая стала полезным инструментом в политической и
производственной деятельности. Участники данных групп давали людям представление об их
деятельности, люди учились отвечать на непосредственную реакцию окружающих на их действия.
Всего через несколько недель работы Т-группы, в ситуации, когда в обстановке поддержки
встречались люди одинакового положения, в участниках работы происходили сильные личностные
изменения, до этого ассоциировавшиеся с сильными травмами или длительной психотерапией.
Проанализировав 106 встреч, Гибб (Gibb, 1971) заключил, что «существуют очевидные доказательства в
пользу того, что опыт интенсивного группового тренинга имеет терапевтический эффект» (in Rogers,
1970, р. 118).
НТЛ формировались и развивались главным образом на Восточном побережье, а Институт
Исалин в Калифорнии занимался разработкой более интенсивных и менее структурированных
групповых процессов. Ученые этого института обратились к исследованиям новых направлений,
содержавших неизвестные ранее возможности развития личности и придававшие новую ценность
человеческому существованию. В Институте Исалин в 60-х годах была организована сеть рабочих групп,
называвшихся группами встреч и базовыми группами встреч. Работа Роджерса в группах проходила
независимо, по форме она напоминала базовые группы в Исалин, однако деятельность участников групп
Роджерса была менее активной. Его группы соответствовали ряду структурных компонентов групп НТЛ
(например, в отношении скромной роли лидера).
Все группы встреч стремились создать климат психологической безопасности и поощряли у
своих участников непосредственное проявление чувств и реакцию остальных на эти чувства. Лидер нес
ответственность за установление и поддержание в группе общего настроения и сосредоточенности.
Терапевт в роли лидера создает атмосферу, меняющуюся от очень деловой до эмоциональной, от
сексуальной до страшной, провоцирует всплески гнева и даже жестокости. Литература по психологии
описывает все вышеперечисленные примеры (Howard, 1970; Maliver, 1973).
Базовые теоретические понятия, применявшиеся Роджерсом в индивидуальной терапии,
использовались им и при работе с группами. В работе Carl Rogers on Encounter Groups (1970) («Карл
Роджерс о группах встреч» описано большинство феноменов, проявляющихся в течение нескольких
дней групповой деятельности. Несмотря на периоды неудовлетворенности, неясности и тревоги,
возникающие в процессе работы группы, каждый из этих периодов приводит к более открытой, менее
скованной обстановке, создает атмосферу открытости и доверия. Эмоциональная напряженность и
способность ее переносить, по-видимому, возрастают в соответствии с увеличением времени
совместной работы членов группы.
«Группа встреч... является одним из самых успешных изобретений современности, она помогает
справиться с ощущением нереальности, обезличенности, дистанции и изолированности существования,
встречающемся у большого количества людей» (Rogers in Smith, 1990, p. 12).
Процесс встречи
Группа начинает процесс встречи с топтания на месте;
то есть участники ждут, когда им
скажут, как себя вести, чего ждать, как реагировать на ожидания других участников. Фрустрация
возрастает по мере того, как группа начинает осознавать, что ее участники сами должны решить, каким
образом она будет функционировать.
Следующее описание применимо к группам, которыми Роджерс либо руководил, либо наблюдал
за их деятельностью.
Существует первоначальное сопротивление в проявлении личных чувств и исследовании
собственной личности. «Участники группы стремятся показать друг другу общественное «я» и только
постепенно, проявляя страхи и амбивалентность, они предпринимают шаги для того, чтобы приоткрыть
свое личное «я». (1970, р. 16). Такое сопротивление встречается в большинстве ситуаций общения — на
Hosted by uCoz