Navigation bar
  Print document Start Previous page
 408 of 726 
Next page End  

заглушается личными и культурными прессами. А Ролло Мей говорит: «Методика Роджерса скрывает
стремление терапевта к власти, а отсутствие собственного суждения выглядит нереальным». Уолт
Андерсон настаивает на том же: «Нет суждения, нет манипуляций — здесь не принимается в расчет вся
человеческая природа» (Arons & Harri, 1992). Тем не менее тщательное и беспристрастное изучение
результатов работы Роджерса в области разрешения конфликтов показывает, что его подход к человеку
приводит к предсказанным им результатам.
Рассматривая критику идей Роджерса с точки зрения эмоций или с разумной точки зрения,
можно сделать вывод о том, что его критики либо лечили совершенно другой тип пациентов, либо они
не могут принять его доверие к способности людей найти свою собственную дорогу (Rogers & Skinner,
1956). Карл Меннингер считает, что настойчивое отстаивание Роджерсом идеи о врожденном
стремлении человека к здоровью, — лишь полуправда. «Многие пациенты, сознательно или
бессознательно, но сами обрекают себя на стагнацию и медленную духовную смерть» (Menninger, 1963,
р. 398).
Этот спор, в котором обе стороны уже не опираются ни на информацию, ни на данные
исследований, очевидно, относится к их личному опыту. Так Квинн придерживается мнения, что
«психотерапевтическая практика при личностно-центрированном подходе уделяет слишком большое
внимание эмпатии и заботе в ущерб искренности, и этот недостаток коренится в чрезмерном оптимизме
убеждений, лежащих в ее основе» (Quinn, 1993, р. 7).
Пусть последнее слово в этом споре останется за Роджерсом. Вот что он писал в статье,
обнаруженной и опубликованной уже после его смерти.
«Я бы не хотел быть неправильно понятым. Я не придерживаюсь точки зрения Поллианны на
человеческую природу. Я прекрасно осознаю, что наши защитные реакции и внутренний страх могут
быть и бывают причиной необычайно деструктивного, незрелого поведения, они заставляют нас вести
себя антисоциально или причинять боль другим. Все-таки самой вдохновляющей и живительной
составляющей моего опыта была работа с именно с таким типом людей. Она раскрыла сильные
позитивные тенденции, существующие и в них, и во всех нас на самом глубинном уровне» (Rogers, 1995,
р. 21).
Человеческая природа в том виде, как ее описывает Роджерс, кажется, не производит
впечатления на его критиков. Поэтому маловероятно, что дальнейшие исследования и надежные
доказательства в пользу роджерсианского образа человека как-то повлияют на критиков его идей. Для
Роджерса проверка его теории не связана с ее изяществом, ему была важна общая польза. Разработки
Роджерса приобретают все большее значение и с каждым годом находят все более широкое
распространение. Популярность его идей в рамках клинической психологии и за ее пределами
продолжает расти.
Хотя теория Роджерса очевидно является упрощенным взглядом на вещи, можно провести
параллель с идеями Фрейда, удовлетворившими потребность людей в понимании некоторых аспектов
человеческой природы. Разве что идеи Роджерса полнее всего удовлетворили потребности
американцев. Философия Роджерса «прекрасно вписывается в американскую демократическую
традицию. С клиентом обращаются как с равным, который обладает внутренней способностью
„излечиться“, не опираясь при этом на мудрость авторитетного человека или эксперта» (Harper, 1959, р.
83). Тесная связь идей Роджерса с американским мировоззрением помогла его идеям завоевать
повсеместное одобрение. Благодаря этому завоевали популярность и его терапевтические методы, и его
убежденность в способности и желании индивидуума быть цельной личностью.
Пристальное внимание Роджерса к личности видно в серии тезисов, которые Роджерс называет
существенными сведениями.
В них он подводит итог «тысячам часов, потраченным мной на
интенсивную индивидуальную работу с людьми, испытывающими личностные расстройства» (1961, р.
16). Вот некоторые из его выводов:
«1. Общаясь с людьми, я понял, что при длительной работе мне мешает, если я пытаюсь вести
себя как кто-то другой.
2. Более эффективным оказывается прислушиваться к себе и быть самим собой.
3. Когда я разрешаю себе понимать другого человека, это оказывается необычайно ценным.
4. Я считаю, что обогащаю себя, когда открываю каналы, посредством которых люди могут
Hosted by uCoz