Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 726 
Next page End  

Соответствие (Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и
пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что
человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает
высокой степенью соответствия.
Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит,
получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное
понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических
ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на
намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
Тенденция самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех
живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все
способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе
Роджерса.
Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих
какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и
приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению
человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к
несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства
других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям
преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
«Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно
изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может
препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
Аннотированная библиография
Kirschenbaum, H., & Henderson, V. (Eds.). (1989). The Carl Rogers reader. Boston: Houghton Mifflin.
Прекрасная подборка наиболее важных работ Роджерса. В книгу включены личные записи
Роджерса, а также фрагменты из его наиболее широко известных книг. Если вы захотите выбрать для
прочтения только одну книгу о Роджерсе, остановите свой выбор на этой книге.
Raskin, N. J., &
Rogers, C. (1989). Person-centered therapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current
psychotherapies (4th ed.) (pp. 155-194). Itasca, IL: F. E. Peacock.
Эта книга, законченная после смерти Роджерса, представляет собой полный, хорошо
написанный обзор его идей, имеющих отношение к психотерапии.
Rogers, C. R. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. Boston: Houghton
Mifflin.
Базовая работа для направления, называемого роджерсианской терапией. Сам Роджерс считал
некоторые части этой книги слишком догматичными, но несмотря на это, книга остается важным и
полезным источником.
Rogers, C. R. (1959). A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the
client-centered framework. Ir S. Koch (Ed.), Psychology, the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person
and the social context (p. 184-225). New York McGraw-Hill.
Единственная работа, в которой Роджерс представил свои идеи в виде формальной, развитой и
систематической теории. Хотя попытка оказалась удачной, эта книга до сих пор является одной из
наименее читаемых его работ. Это забвение незаслуженно. Если вам импонируют идеи Роджерса, когда-
нибудь вы захотите прочесть эту книгу.
Rogers, C. R. (1961). On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin.
Личный практический и подробный взгляд на основные темы, являющиеся предметом работ
Роджерса. Эта книга до сих пор остается одной из наиболее ясно изложенных и полезных для тех, кто
избрал своей профессией помощь людям.
Hosted by uCoz