Navigation bar
  Print document Start Previous page
 426 of 726 
Next page End  

недостаточно ухаживают... само по себе это замечательно, потому что показывает высокий уровень
жизни жалобщиков» (Maslow, 1965, р, 240).
Исследование самоактуализации
Сначала исследования Маслоу о самоактуализации были вызваны желанием глубже понять двух
своих учителей, которые имели особое влияние на Маслоу, — Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя
Бенедикт и Вертхаймер были разными личностями и занимались различными областями исследования,
Маслоу понимал, что они одинаково полно выражают себя в профессиональной и частной жизни, что
он редко встречал у других людей. В своих учителях Маслоу видел не только двух выдающихся ученых,
но и совершенных, творческих личностей. Маслоу начал осуществлять частный исследовательский
проект, чтобы понять, что сделало их такими особенными, и он стал вести дневник, куда заносил
данные об их личной жизни, отношениях, оценках и т. д. Сравнение Бенедикт и Вертхаймера стало
первой ступенью в исследовании самоактуализации — исследовании, которым Маслоу занимался всю
жизнь.
«Самоактуализирующиеся люди все без исключения увлечены делом, которое находится за
пределами их самих, что-то, что выходит за пределы собственного «я»» (Maslow, 1971, р. 43).
Маслоу считал, что собирать сведения о человеческой природе было бы более правильным на
примере лучших образцов, какие он мог найти, чем изучать и собирать проблемы и ошибки средних или
невротических индивидов.
«Несомненно, пришелец, спустившийся с Марса в колонию калек, карликов, горбунов и т. д., не
смог бы определить, какими они должны были быть от природы. Поэтому давайте изучать не калек, а
искать ближайший доступ, который мы можем получить ко всем здоровым людям. В них мы найдем
качественные различия, различные системы мотивации, эмоций, оценок, мышления и восприятия. В
определенном смысле только святые по-настоящему представляют собой человечество» (Maslow in:
Lowry, 1973 а, р. 90).
Изучая самых лучших и самых здоровых мужчин и женщин, исследователи могут установить
пределы человеческого потенциала. Чтобы определить, например, как быстро может бегать человек,
следует поработать с лучшими спортсменами-легкоатлетами. Нет смысла тестировать средние образцы
из обычных людей. Также, утверждал Маслоу, при исследовании психического здоровья и зрелости
следует привлекать к исследованию наиболее зрелых, творческих и наиболее цельных людей.
При подборе субъектов для исследования «хороших человеческих существ» Маслоу отобрал из
3000 студентов последнего курса всего одного человека, который точно подходил его требованиям.
Было установлено два критерия для включения людей в начальную группу для исследования. Во-
первых, субъекты не должны были иметь неврозов и других серьезных личных проблем. Во-вторых, все,
кого собирались изучать, обязаны были наилучшим образом применять свои таланты и способности.
В конечном итоге для исследования Маслоу пришлось сосредоточиться на знакомых лично ему
людях, а также на общественных деятелях. Эта группа состояла из 18 человек: 9 современников и 9
исторических лиц, включая Авраама Линкольна (Abraham Lincoln), Томаса Джефферсона (Thomas
Jefferson), Альберта Эйнштейна (Albert Einstein), Элеонору Рузвельт (Eleanor Roosevelt), Джейн Адамс (Jane
Addams), Уильяма Джеймса (William James), Альберта Швейцера (Albert Schweitzer), Олдоса Хаксли
(Aldous Huxley) и Баруха Спинозу (Baruch Spinoza). Примечательно, что в список Маслоу попали
величайшие мыслители и социальные реформаторы и не попал никто из духовных наставников или
мистиков; интерес к трансперсональной психологии возник у него позднее. Очевидно, что пристрастие
Маслоу к активным, успешным интеллектуальным личностям (он относил их к «лучшим людям»)
повлияло на его работу о самоактуализации. Какой-нибудь другой психолог, которого интересовали бы
сосредоточенность индивида на своем внутреннем мире, артистические и духовные качества людей,
вероятно, сформулировал бы совсем другую теорию.
Маслоу перечисляет следующие характерные черты для самоактуализирующихся (1970, р. 153-
172):
«1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
2. Приятие (себя, других, природы).
Hosted by uCoz