Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 726 
Next page End  

---
Трансценденция и самоактуализация
Маслоу обнаружил, что некоторые самоактуализирующиеся люди имеют много вершинных
переживаний, другие переживают их редко или вовсе не переживают. Маслоу пытался провести
различие между здоровыми, продуктивно деятельными людьми с редкими или вовсе отсутствующими
случаями трансценденции и теми, для кого трансценденция имеет важное или даже центральное
значение. Первая группа прагматична в ориентации. «Такие люди живут в мире, стремясь наиболее
полно выразить себя в нем. Они осваивают мир и руководят им, используют его для вполне хороших
целей, как это делают (нормальные) политики и практики» (1971, р. 281).
Трансцендентные самоактуализирующиеся люди значительно чаще осознают святость всего,
дают трансцендентную оценку миру на уровне повседневной деятельности. Пик религиозных
переживаний очень часто расценивается ими как самая важная сторона их жизни. Эти люди думают
более праведно, чем «просто здоровые» самоактуализирующиеся индивиды; они могут лучше соотнести
категории прошедшего, настоящего и будущего, добра и зла и могут легче справиться с явными
сложностями и противоречиями жизни. Они, скорее, проявят себя новаторами и оригинальными
мыслителями, чем систематизаторами чужих идей. По мере того как увеличивается их знание, растет
смирение и ignorance, и они могут начать относиться к Вселенной с благоговением.
Трансценденты обычно считают себя просто носителями талантов и способностей, поэтому их
эго меньше вовлекается в работу. Такой человек может честно заявить: «Я лучше всего подхожу на эту
должность, а потому должен получить ее» или, наоборот, признать: «Вы лучше подходите для этой
должности и, вы должны занять ее вместо меня».
Не каждый человек, который испытывает мистические переживания, является трансцендентным
самоактуализатором. Многие люди, которые знакомы с подобными переживаниями, еще не достигли
такого психологического здоровья и плодотворности работы, которые Маслоу считал основными
чертами самоактуализации. Маслоу нашел много трансцендентов как среди бизнесменов, менеджеров,
учителей и политиков, так и среди поэтов, музыкантов, министров и
тому подобных, у кого
предполагается наличие трансценденции.
Дефицитарная психология и бытийная психология
Маслоу разделял психологию на два основных вида. Большую часть психологии своего времени
Маслоу называл дефицитарной; она занимается поведением человека в сфере удовлетворения основных
потребностей. Бытийная психология, наоборот, изучает поведение человека и его переживания на
стадии высочайшей осознанности и стремления удовлетворить нужды самоактуализации. С этим видом
психологии связаны вершинные переживания. Бытийная психология больше всего подходит для
изучения самоактуализирующихся людей.
Дефицитарная мотивация и бытийная мотивация
Маслоу отмечал, что большинство психологов обращаются только к дефицитарной мотивации,
они сосредоточивают внимание на изучении поведения, целью которого является удовлетворение
потребности, которую не удалось до этого удовлетворить. Примером дефицитарной мотивации могут
служить голод, боль и страх.
Однако внимательное изучение поведения человека и животных выявило другой вид мотивации.
Когда организм не испытывает голода, не чувствует боли и не боится, возникают бытийные мотивации,
такие, как любопытство и игривость. Активность, которая возникает в подобных случаях, может
закончиться сама по себе, а не служить средством для реализации определенных потребностей.
Бытийная мотивация (being motivation) прежде всего связана с получением удовольствия и
удовлетворения в настоящее время или с поиском положительной цели (возрастающая мотивация или
метамотивация). С другой стороны, из-за чувства неудовлетворенности дефицитарная мотивация
Hosted by uCoz