Navigation bar
  Print document Start Previous page
 434 of 726 
Next page End  

благосклоннее к нему. Если человеку хорошо, то и мир для него хорош» (Maslow, 1971, р. 165).
Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является
показателем его психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого
порядка, человек чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует, что развитие
индивида выше дефицитарного уровня.
Самоактуализация заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному
росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается
соответствующего поведения. В работу по самоактуализации входит способность выбрать достойную,
требующую творческих усилий цель. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидов
привлекают наиболее трудные и интересные проблемы, требующие самоотдачи и изобретательности.
Такие люди не страшатся трудностей и неопределенности, не стремятся к легким решениям.
Препятствия, мешающие духовному росту
По мнению Маслоу, мотивация личностного роста имеет не столь базовый характер, как
стремление к удовлетворению физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности,
уважении и т. п. Процессу самоактуализации могут препятствовать: 1) негативное влияние прошлого
опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить
непродуктивное поведение; 2) влияние социума и давление группы, которые зачастую противоречат
нашим собственным вкусам и суждениям; 3) внутренние «защиты», мешающие человеку понять самого
себя. Поскольку самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей, она является
слабейшей потребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрации основных
потребностей. Кроме того, многие люди не стремятся к. самопознанию, занимающему центральное
место в процессе самоактуализации. Они боятся изменений в привычном уровне самоуважения и в
оценке собственного имиджа, которые приносит самопознание.
«Силы, влияющие на индивида, имеют не одно, а два направления. Кроме того, что есть силы,
подталкивающие человека в сторону здоровья, действует регрессивное влияние, влекущее индивида в
противоположную сторону — к болезням и слабости» (Maslow, 1968, р. 164).
Вредные привычки часто препятствуют личностному росту. Согласно Маслоу, в список таких
привычек входит привыкание к наркотикам или алкоголю, неправильное питание и тому подобные
особенности поведения, отрицательно влияющие на здоровье и работоспособность. Неблагополучное
окружение или слишком жесткое, авторитарное воспитание также способствуют появлению
непродуктивных привычек, в основе которых лежит неправильная жизненная ориентация. Кроме того,
любые глубоко внедрившиеся вредные привычки со временем начинают препятствовать личностному
росту, уменьшая эмоциональную гибкость и способность воспринимать все новое, то есть качества,
необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных ситуациях.
Давление группы и социальная пропаганда, как правило, тоже ограничивают возможности
развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность к
независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на
общепринятые стандарты. Общество может внушать индивиду искаженные представления о
человеческой природе. Например, по западным представлениям, многие наши инстинкты изначально
греховны и должны находиться под постоянным контролем или вообще подавляться. Маслоу доказывал,
что это негативное отношение может препятствовать развитию и что как раз противоположное мнение
является правильным, то есть наши инстинкты в основном хороши, а присущее человеку стремление к
развитию является основным источником мотивации его действий.
«Защита эго», по мнению Маслоу, является внутренним препятствием развитию личности. Для
того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего необходимо понять их сущность, против
чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму
деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике. Маслоу добавляет к традиционному
психоаналитическому списку защиты (проекции (projection), подавлению, отрицанию и т. п.) еще две —
десакрализацию и комплекс Ионы.
Hosted by uCoz