Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 726 
Next page End  

примерами того, как мысль пробивается через обычные дихотомии, типичные для нашего восприятия
действительности. Индивиды, испытавшие вершинные переживания, часто свидетельствуют, что
видели одновременно прошлое, настоящее и будущее, жизнь и смерть как единый процесс, а добро и зло
— как части одного целого.
Кроме того, примеры холистического мышления можно обнаружить у творческих личностей,
которые способны порвать с прошлым и взглянуть дальше общепринятого в осмыслении новых
возможностей. Такое мышление требует свободы, открытости новому и способности не бояться перемен
и неопределенности. Некоторые люди воспринимают неопределенность со страхом, но другим людям
она приносит радость возможности решить творческую задачу самоактуализации.
Маслоу (1970) писал, что творческие люди концентрируют усилия вокруг проблемы, а не вокруг
средств для ее решения. Люди, уделяющие основное внимание проблеме, прежде всего думают о
поставленной цели и о том, какие качества и усилия требуются для ее достижения. С другой стороны,
индивиды, сосредоточивающие внимание почти исключительно на средствах достижения цели, часто
так обеспокоены мелкими техническими подробностями и методами, что самая обычная, простая работа
тонет у них в огромном количестве деталей. Индивиды, уделяющие основное внимание проблеме,
контрастируют с индивидами, занятыми только собственным эго (пример дефицитарного познания),
которые видят, скорее, то, что хотят увидеть, а не то, что есть на самом деле.
«Я»
Маслоу определяет «я» как сердцевину индивида, как его сущность — его вкусы, духовные
ценности, жизненные цели. Для самоактуализации очень важно понять собственную природу и
действовать в соответствии с ней.
Самоактуализирующиеся люди, пришедшие к более высокому уровню мудрости, здоровья и
самовыражения, могут многому научить нас, иногда может показаться, что это вообще человеческие
существа, имеющие другую природу (Maslow, 1968, р. 71).
Маслоу подходит к изучению «я», исследуя индивидов, которые не имеют глубоких внутренних
противоречий и являют собой наилучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Однако он не
рассматривает «я» как некую особую структуру в пределах личности.
Психотерапевт
Для Маслоу, как и для Роджерса, психотерапия может быть эффективной в первую очередь
потому, что предполагает интимные и доверительные отношения психотерапевта с другим человеком.
Так же как и Адлер, Маслоу считал, что хороший психотерапевт подобен старшему брату или сестре, то
есть какому-то заботливому и любящему человеку. Но кроме этой модели Маслоу предлагал модель по
типу Taoist helper (даосского «помощника»), то есть участие человека, предлагающего свою помощь, но
ни во что не вмешивающегося. Примером такой модели может быть хороший тренер, который работает
с естественными данными спортсмена, для того чтобы отшлифовать и подчеркнуть особенности его
стиля. Умелый тренер не пытается заставить всех спортсменов следовать какому-то одному образу.
Хорошие родители тоже подобны Taoist helper, они не лишают ребенка самостоятельности и не делают
все за него. Лучше всего ребенок развивается, если им умело и незаметно руководят, но при этом не
вмешиваются во все, что он делает.
«Уже указывалось, что [психотерапевт может повторять одни и те же ошибки в течение 40 лет и
потом назвать это «богатым клиническим экспериментом»» (Maslow, 1968, р. 87).
Хотя сам Маслоу в течение нескольких лет подвергался психоанализу и таким образом получил
неформальную тренировку в психотерапии, его интересы всегда сосредоточивались, скорее, вокруг
научно-исследовательской работы и работы над книгами, чем вокруг реальной практики психотерапии.
Маслоу (1987) видел важное различие между тем, что он называл терапией основных потребностей,
предназначенной для того, чтобы помочь людям удовлетворить потребности в безопасности,
принадлежности, любви и уважении, и терапией «сути» (insight), то есть терапией, более глубоко
связанной со сложными и высокими по иерархии потребностями духовной жизни, требующей
Hosted by uCoz