Navigation bar
  Print document Start Previous page
 443 of 726 
Next page End  

3. Старые. Обыденное состояние нашего сознания является наилучшим, самым удобным
(адаптивным —
adaptive) из всех возможных вариантов того, как может быть организован разум. Все
другие состояния сознания не столь хороши или не являются нормальными. Даже «творческие
состояния» вызывают подозрения, часто их рассматривают как граничащие с патологией (т. е.
«regression» — идущие назад).
Новые. Возможны ощущение, сознание и даже разумность более высокого уровня. То, что мы
называем пробудившимся сознанием, на самом деле больше похоже на «беспробудный сон» (waking
sleep), в котором мы используем всего лишь малую часть нашего разума и наших возможностей.
4. Старые. Желание испытать измененные состояния сознания является признаком патологии
или незрелости.
Новые. Стремление испытать различные состояния сознания совершенно естественно для
здорового развития человека.
5. Старые. Основное (basic) развитие личности завершается с повзрослением, за исключением
невротиков, людей, в детстве перенесших психологическую травму и т. п.
Новые. У обычных взрослых индивидов мы находим всего лишь рудиментарный уровень
зрелости. Основа такой «здоровой» взрослой личности представляет собой только фундамент для
дальнейшей духовной работы и развития мудрости и зрелости более глубокого уровня.»
Из авторитетных источников различных духовных традиций следует, что обычное состояние
нашего сознания не только ограниченно, но вообще подобно сну и иллюзорно. Исходя из этого, можно
сделать вывод, что варианты психотерапии, имеющие дело только с динамикой развития личности,
являются поверхностными и приносят лишь временные результаты. Так мы, потчуя больного друга
сладостями, доставляем ему удовольствие, но не поможем исцелиться.
Работа Кена Вилбера
Кен Вилбер (Ken Wilber) был крупным теоретиком трансперсональной психологии. В своей
главной книге «Спектр сознания» (The spectrum of Consciousness, 1977) Вилбер попытался интегрировать
восточную и западную психологию в единую модель. Согласно Вилберу, духовное развитие помогает
преодолеть целый ряд дихотомий (dichotomies) человеческой психики. Во-первых, это разрыв между
сознанием и подсознанием, или между персоной (persona) и тенью. Затем это разделение между разумом
и телом, разделение организма и окружающей среды. Финальная стадия духовного развития — это
достижение мистического единения с гармонией космоса. Вилбер доказывает, что каждый уровень
сознания имеет свои проблемы и соответствующие формы терапии или духовной практики.
Вилбер (1980) также описал духовный рост и развитие человеческой личности применительно к
двум основным методикам. Во-первых, есть внешняя «дуга» (верхний, внешний полукруг «круга» — arc),
методика развития личности, развитие эго. Вторая методика — это внутренняя дуга (полукруг), это
трансперсональное, духовное развитие от самосознания к сверхсознанию.
«История внешней дуги — это история Героя. Это история жестокой битвы за освобождение от
сна подсознания... История внешней дуги — это также история эго, потому что эго и есть Герой... Но
внешняя дуга, движение от подсознания к самосознанию, — это только половина истории эволюции
сознания... За пределами самосознающего эго, согласно мистикам-мудрецам, лежит дорога возвращения
в вечность и психология вечности — внутренняя дуга (arc)» (Wilber, 1980, p. 4).
Во внешней дуге (полукруге) мы начинаем с того, что чувствуем свое «я» как часть какого-то
сообщества (membership self), поскольку научаемся языку и социализируемся в какой-то определенной
культуре. Затем идет стадия ментального, субъективно ориентированного (egoic) «я», когда мы
осмысляем идею своего «я» и у нас формируется здоровое, гармоничное эго. Финальная стадия внешней
дуги (полукруга) — это интегрированное «я», это самоактуализация, которая, как правило, являет собой
наивысший уровень человеческого развития, идентифицированного в западной психологии.
Внутренняя дуга развития берет начало с глубокого, «тонкого», «я», обладающего высокоразвитой
интуицией и экстрасенсорным восприятием. Следующая стадия высокого, «тонкого» «я» описывалась
величайшими мистиками как видение благословенного царства Божия. Финальные стадии — это
низкокаузальное (low-causal) «я» и высококаузальное (high-causal) «я», описанные в мистической
Hosted by uCoz