Navigation bar
  Print document Start Previous page
 445 of 726 
Next page End  

4. Трансперсональные опыты, связанные с чувством, что наше сознание простирается за пределы
границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать
экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних
реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми.»
Гроф утверждал, что эти четыре уровня взаимосвязаны. Он отмечал, что работа с
психодинамическими воспоминаниями, как правило, приводит практикующего к перинатальному и
затем к трансперсональному опыту. Верно также и обратное; те, кто испытал глубокие духовные или
трансперсональные переживания, находят, что им легче работать с психологическим материалом.
Гроф (1988) разработал технику Holotropic Breathwork, дающую возможность входить в состояния
сознания, подобные тем, какие бывают в результате воздействия психоделиков.
Многие индивиды сообщали о своих переживаниях после Holotropic Breathwork, которые
повторяли результаты, полученные Грофом при работе с ЛСД.
Он приводит обзор литературы, посвященной необычным состояниям сознания (Grof, 1998) и
представляет полный и систематический отчет о своем сорокалетнем опыте работы с сознанием (Grof,
2000).
Психосинтез
Другим выдающимся пионером трансперсональной психологии является Роберто Ассаджиоли
(Roberto Assagioli, 1971). Ассаджиоли — итальянский психиатр, которому довелось учиться как с
Фрейдом, так и с Юнгом, разработал систему, называемую психосинтезом.
«Мы говорим об обычном «я» и о более глубоком «я», но это не означает, что существуют два
отдельных и независимых «я», два существа в одной оболочке. На самом деле существует одно большое
«Я». То, о чем мы обычно говорим «я», это всего лишь маленькая частица глубинного «Я», которое наше
сознание способно осознать в тот или иной момент... Это отражение того, что когда-нибудь станет еще
более ясным, еще более живым; и возможно, это «я» сможет воссоединиться со своим истоком»
(Assagioli in: Hardy, 1987, p. 31).
«Если можно сказать, что гуманистическая наука (психология) имеет другие цели, кроме
удовольствия изучать тайны человеческого сознания, ее задачей должно быть освобождение индивида
от внешнего контроля, чтобы он стал менее предсказуемым для наблюдателя... хотя возможно, более
предсказуемым для самого себя» (Maslow, 1966, р. 40).
Ассаджиоли различает два уровня работы в психосинтезе: персональный (personal) и
трансперсональный. Персональный психосинтез фокусирует внимание на интеграции (integration)
личности вокруг личностного «я». Трансперсональный психосинтез занимается воссоединением
личности с трансперсональным «я». Ассаджиоли подчеркивает, что личностное «я», в основном,
представляет собой отражение трансперсонального «я».
Психосинтез находит свое применение при лечении наиболее глубинных и ранних человеческих
травм (Firman & Gila, 1997). Большинство современных практиков психосинтеза интегрируют
психосинтез с психологией развития и личности, а также с клинической теорией и исследованиями
(Firman & Gila, 2000).
Оценка трансперсональной психологии
Раньше считалось, что трансперсональные аспекты человеческого опыта целиком находятся во
владении священников, шаманов и разнообразных духовных наставников. В настоящее время
трансперсональное мы в основном относим к области психологии. Когда речь идет о таких понятиях,
как личностные ценности, значение того или иного явления или цель, которую ставит перед собой
индивид, мы задумываемся о высшем смысле, то есть обращаемся к проблемам, имеющим духовную,
трансперсональную природу.
Карл Юнг считал, что только путем преображения сознания мы можем изменяться и духовно
расти.
«Все самые большие и важные проблемы жизни по своей сути неразрешимы... Их вообще
Hosted by uCoz