Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 726 
Next page End  

беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных
желаний.
«Фрейд не имел надежных оснований для того, чтобы различать вытесненные детские
неудовлетворенные желания в том множестве разнообразных бессознательных намерений,
возникающих в сновидении в качестве основных мотиваций наших сновидений»
(Grunbaum, 1997, р.
81).
Критика иного рода заключалась в том, что взгляды Фрейда были ограничены отсутствием у него
знаний о неевропейских цивилизациях. В Индии, например, «собственная личность [и ее сновидения]
никоим образом так четко не разграничена, как у нас» (O'Flaherty, 1984, р. 22), и у американских
индейцев функция и понимание сновидений отличаются от предположений Фрейда. «У большинства
из 16 опрошенных групп американских индейцев не существовало отчетливого разделения между миром
сновидений и реальным миром... Наоборот, люди западной культуры четко отделяют сновидение от
бодрствования и рассматривают сновидение как биологически управляемое, изменяемое состояние
сознания, которое тем не менее может дать полезную информацию в руках искусного интерпретатора»
(Krippner & Thompson, 1966).
Ничуть не устаревшее проникновение Фрейда в сущность мира сновидений до сих пор имеет
важное значение и представляет собой предмет для обсуждения (Kramer et al., 1994).
Природа тревоги
Главная проблема для психики заключается в том, как справиться с состоянием тревоги. Тревога
вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением состояния напряжения или раздражения; она
может развиться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда физическая или. психическая
угроза слишком велика, чтобы ее проигнорировать, справиться с ней или избегнуть.
Потенциальные события, которые вызывают состояние тревоги, могут включать в себя, но не
ограничиваться следующими:
«1. Потеря желаемого объекта — например, ребенок лишился отца или матери, близкого друга
или любимого животного.
2. Потеря любви — например, в случае отказа или неспособности вернуть любовь или
расположение со стороны того, кто имеет для вас значение.
3. Потеря личной индивидуальности, страх кастрации, потери собственного лица или страх
публичного осмеяния.
4. Потеря любви к себе — например, суперэго осуждает черты характера или особенности
собственной личности, а также поступки, что приводит к чувству вины или чувству ненависти к себе.»
Существуют два основных способа ослабления состояния тревоги. Первый заключается в том,
чтобы непосредственно рассмотреть ситуацию. Мы преодолеваем препятствия, или сталкиваемся с
неприятностями лицом к лицу, или избегаем их, тем самым разрешая свои проблемы, или же вступаем с
ними в соглашение для того, чтобы свести к минимуму их воздействие. Такими способами мы
действуем, чтобы устранить трудности, снизить вероятность их повторения, а также уменьшить
перспективы возникновения тревоги в будущем. Перефразируя слова Гамлета, мы «беремся за оружие
против бесчисленных бед, сражаясь с ними до конца».
«Если эго заставляют признавать свою слабость, оно убегает в тревогу — реалистическую тревогу
перед
лицом внешнего мира, моральную тревогу, относящуюся к суперэго, и невротическую тревогу,
относящуюся к сильным душевным волнениям, исходящим от ид» (Freud, 1933).
Альтернативный способ защиты от состояния тревоги осуществляется посредством искажения
или отрицания самой реальной ситуации. Эго может защищать индивид в целом от угрозы,
фальсифицируя природу угрозы. Способы, с помощью которых совершаются искажения, названы
защитными механизмами. Они полностью описаны Анной Фрейд (1936) в главе 5 и
трактуются как
неотъемлемые части основополагающих понятий психоанализа.
Структура
Hosted by uCoz