Navigation bar
  Print document Start Previous page
 453 of 726 
Next page End  

Wilber, K. (2000a). A theory of everything. Boston: Shambhala.
Wilber, K. (2000b). Intergral psychology. Boston: Shambhala.
Глава 16. Йога и индийская традиция
Йога делится на два направления: во-первых, она охватывает практически всю практику религии
и аскезы в Индии, к ней относятся медитация, физические упражнения и священные песнопения. Во-
вторых, йога — это особая школа индийской философии; ее основоположником и систематизатором
считается Патанджали. Впервые йога упоминается в древнеиндийских Ведах, самом древнем из
известных литературных источников. Корни йогической практики, без сомнения, уходят в глубь
индийской предыстории.
На санскрите слово йога обозначает «соединять» или «объединять». Цель йогической практики в
самореализации, возможной, когда сознание объединяется со своим источником — «я». Один из
классиков-экспертов йоги писал: «Йога — это самадхи (samadhi) — экстаз, или просветление» (Feuerstein,
1989). Другое значение слова «йога» — «метод». Йога ставит цель объединить сознание с самим собой и
включает различные техники, способствующие достижению этой цели. В этом смысле йога является
технологией самореализации или экстаза.
В целом йога включает все систематические учения, направленные на самореализацию через
успокоение психики и сосредоточенности сознания на самом «я» — бессмертной неизменной сущности
всех людей.
История
Корнями йога уходит к праиндийской культуре. Это очень важная часть богатого и сложного
индийского культурного наследия, охватывающего сотни различных традиций и священных текстов. Все
они опираются на Веды.
Ведический период
Первоначально Веды передавались устно — от учителя к ученику — в течение многих веков.
Самые ранние Веды датируются 2500 г. до н. э. Веды делятся на четыре части. Самая древняя —
ведические гимны саяхиты, в которых излагаются основы сложных философских концепций индуизма.
Второй раздел брахмана описывает ритуалы и жертвоприношения; считалось, что для благополучной и
счастливой жизни необходимо исполнять продолжительные и сложные ритуалы. Третий раздел — о
созерцании и внутренней правде, содержит лесные трактаты араньяки,
написанные для аскетов,
живущих в лесах. Последняя часть —
упанишады,
или веданта,
дословно: «конец вед», в котором
рассказывается о цели самопознания. Веды формируют базис для всей последующей индийской мысли
и философии.
В ведический период йога близко соприкасалась с шаманизмом (Eliade, 1969). Ранние йоги
придавали большое значение мастерству экстатического транса, так как считалось, что с помощью
суровой аскезы йоги приобретают сверхъестественные силы. Они верили в то, что человек,
обладающий высочайшей самодисциплиной и способный умерщвлять свою плоть, может заставить
богов исполнять свои просьбы. Применение аскезы и самоконтроля остается главной частью йоги и
сегодня.
«Веди меня от небытия к бытию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию»
(Брихадараньяка Упанишада. I: III, 28. Здесь и далее перевод цитат по изд. «Упанишады», перевод,
предисловие и комментарии А. Я. Сыркина. М., 1992).
Для размышления. Аскеза
Общие принципы
Hosted by uCoz