Navigation bar
  Print document Start Previous page
 460 of 726 
Next page End  

Человеку, практикующему карма-йогу, необязательно верить в отдельные религиозные доктрины
или в Бога и духа. Карма-йога развивалась как учение, где бескорыстие достигалось больше за счет
бескорыстного служения, а не посредством видимой религиозной дисциплины.
«Кто Брахме все дела посвятил, действует, связи покинув,
Тот не пятнается злом, как листья лотоса не смачивает влага» (Бхагавадгита V: 10).
Джнана-йога — йога познания
Джнана-йога йога познания это дисциплина строгого самоанализа, тропа для людей с
ясным и рафинированным интеллектом. Главное в этом виде йоги — способность различать и судить.
Джнана-йога стремится осознать силы галлюцинаций и уз и противостоять или избегать влияния
страсти, чувственной привязанности или идентификации с собственным телом.
Такой йог — истинный философ, мудрец. Он хочет выйти за пределы видимого, за
ускользающую реальность.
«Ему будет недостаточно изучить даже тысячи книг. Не все науки придутся ему по нраву, в
лучшем случае они предложат ему только их маленький мир... Сама его душа хочет выйти за пределы
всего и попасть в самую сущность бытия, увидев реальность такой, какая она есть; осознав ее, становясь
ею, становясь единым с универсальным сущим» (Vivekananda, 1976, р. 395).
«Тщательное самонаблюдение, безжалостный самоанализ своих мыслей — это суровый и
волнующий опыт. Он взрывает даже самое стойкое эго. Однако подлинный самоанализ математически
точен и делает из человека пророка» (Yogananda, 1972, р. 51).
Рамана Махарши (1879—1950), который считается одним из величайших мудрецов
современности, был представителем школы джнана-йоги. Он обучал своих последователей технике
«расспрашивания себя самого» (или викара).
Целью этих вопросов было восстановление и
идентификация со своим «я». Метод продолжительного вопрошания «Кто я такой?» заключается еще и в
том, чтобы, стремясь к источнику сознания, уйти от потребностей тела и отвлечься от собственных
мыслей и эмоций. Иллюстрацией такого подхода могут служить ответы самого Махарши:
«— Как реализовать свое «я»?
— Чье «я»? Выясни.
— Мое, но я кто такой?
— Как раз это ты и должен выяснить.
— Я не знаю.
— Просто подумай и ответь, кто это говорит: «Я не знаю?»
— Кто «я» в твоем утверждении? Что неизвестно? Зачем я родился?
— Кто родился? На все твои вопросы ответ один и тот же.
— Сколько я ни пытаюсь, я, кажется, не улавливаю «я». Его не увидеть отчетливо.
Кто это говорит, что «я» неразличимо? Разве в тебе есть два «я», так что одно не отличить от
другого?» (Osbourne, 1962, р. 121-122).
Рамана Махарши особенно подчеркивал важность самореализации — избавление от
иллюзорного понимания, а не приобретение чего-то нового. «Стоит убрать мнимое понятие «я — тело»
или «я не реализовано», как остается высшее сознание или одно «я». Люди в их нынешнем положении
могут назвать это «реализацией». Однако истина в том, что реализация вечна и уже существует здесь и
сейчас» (Osbourne, 1962, р. 23; см. также схему 16.2).
Hosted by uCoz