Navigation bar
  Print document Start Previous page
 468 of 726 
Next page End  

собой практику более продвинутой ступени, когда в сознании медитирующего остается только одна
мысль и только объект медитации. По мере того как концентрация удлиняется и делается глубже,
достигается естественное состояние медитации. В медитации сознание полностью сконцентрировано и
сосредоточено на объекте медитации (см. рис. 16.4).
Рис. 16.4. Мыслительные процессы в практике йоги. Круги на схеме показывают
самоосознание. (Источник: Taimni, 1961, р. 284.)
Просветление (samadhi) до некоторой степени составляет сущность практики йоги. Только тот,
кто достиг этого состояния, может считаться настоящим йогом. Все остальные — ученики и
последователи йоги. Самадхи также переводится как «экстаз» (Feuerstein,
1989). У Патанджали
просветление — это состояние, в котором «исчезает понятие единения, остается только смысл объекта,
на котором было сосредоточено наше внимание» (Yoga Sutras, III:3).
Реализация своего «я» происходит, когда сознание абсолютно спокойно и сконцентрировано и
отражает качества себя самого. Поскольку «я» бесконечно, просветление не конечное и не статичное
состояние. Просветление включает в себя различные состояния сознания. Патанджали разграничивает
два основных вида просветления: сознательное просветление и надсознательное просветление. В
сознательном просветлении Патанджали выделяет восемь различных состояний. Когда медитация
углубляется, содержимое сознания утончается. Содержимое сознания сначала принимает форму мысли,
затем образ божества, затем это сознание абстрактной идеи, например любви. В конечном итоге в
сознании остается только чувство глубокой радости или спокойствия, и последняя стадия медитации —
сознание своего «я» (см. рис. 16.5).
Hosted by uCoz