Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 726 
Next page End  

психологами. В действительности сам термин репродуктивная, или сексуальная, энергия употребляется
неправильно. Воспроизводство является лишь одним из аспектов жизненной энергии, другим полем
деятельности которой служит мозг» (Krishna, 1974).
Наш выбор в жизни любимых людей, друзей, начальников, даже наших врагов является
производным от связи родители—ребенок. Естественное соперничество повторяется в наших
сексуальных ролях и в отношении того, как мы учитываем запросы других людей. Снова и снова мы
разыгрываем действие, берущее начало в наших родительских домах, очень часто подбирающее нам в
качестве партнеров людей, которые вновь пробуждают в нас интерес к нерешенным аспектам наших
потребностей детского возраста. Для одних — это сознательный выбор. Для других — выбор,
сделанный без участия сознательного знания о динамике, лежащей в основе данного выбора.
«Я признаюсь вам, да, погружение в сексуальность в теории и практике не в моем вкусе, но мой
вкус и ощущение того, что пристойно, а что непристойно, относится к вопросу: что есть истина?» (Breuer
in: Julloway, 1979, p. 80).
Люди уклоняются от этого аспекта теории Фрейда, так как он предполагает, что их будущий
выбор им неподвластен. Проблема включает в себя вопрос о том, насколько детские переживания
определяют выбор во взрослом состоянии. Например, единственный критический период в развитии
взаимоотношений имеет место во время фаллической стадии, когда оба пола впервые противостоят
своим растущим эротически окрашенным чувствам по отношению к родителям и сопровождающему
чувству невозможности удовлетворить такие желания. В соответствии с теорией Фрейда, даже если
исходные проблемы, связанные с эдиповым комплексом, находят разрешение, эти движущие силы
продолжают влиять на индивидуальные взаимоотношения.
Взаимосвязи между людьми строятся на основе остаточных влияний от переживаний и
впечатлений ранних детских лет. Отношения, складывающиеся в подростковом периоде, в молодости и
зрелости, а также характер дружеских и брачных отношений являются переработкой неразрешенных
проблем детства.
Для размышления. Существуют ли примеры в вашей жизни?
Здесь излагается способ рассмотрения ваших текущих взаимоотношений с людьми и то, как они
связаны с вашими отношениями с родителями.
Часть 1
1. Составьте список людей, которые вам нравятся или которых вы любите больше всего в вашей
жизни, исключая родителей. Перечислите мужчин и женщин отдельно.
2. Опишите положительные и отрицательные стороны каждого человека.
3. Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, поразмышляйте над
ними и запишите их. Существуют ли некоторые черты, общие как для мужчин, так и для женщин?
Часть 2
1. Составьте список положительных и отрицательных черт характера ваших родителей.
2. Перечислите положительные и отрицательные черты характера ваших родителей, как вы их
видели, когда были ребенком (эти два списка, возможно, частично совпадают, а возможно, и не
совпадают).
Часть 3
Сравните и сопоставьте список характерных черт ваших родителей со списком, в котором
фигурируют люди, имеющие для вас большое значение.
---
Эмоции
В эпоху, которая поклонялась рассудку и отрицала значение и власть эмоций, Фрейд открыл, что
мы, прежде всего, существа не рациональные, а управляемые могущественными эмоциональными
силами, происхождение которых часто не осознается. Эмоции служат средством для избавления от
состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия. Эмоции могут также служить эго,
помогая ему удерживать определенные воспоминания вне области осознания. Сильные эмоциональные
Hosted by uCoz