Navigation bar
  Print document Start Previous page
 470 of 726 
Next page End  

Психологический рост
Образ жизни йога хорошо известен на Западе. Подразумевается, что йог ведет аскетическую
жизнь, отказываясь от всего, принимая целибат и бедность, «отвергая» внешний мир во имя служения
йоге. В Индии принят другой образец идеального духовного развития, включающий службу в миру и
ответственность, а также практику духовной дисциплины.
В Ведах рассказывается о различных типах аскетов и мудрецов. Аскеты, занимающиеся
самоограничением и практикой йоги, — предшественники современных странствующих йогов в Индии.
Древние «риши», или мудрецы, придавали особое значение жертвоприношениям и гимнам, которые
составляли важную часть индийского социального порядка (более полно см. Feuerstein & Miller, 1972).
Четыре стадии жизни
Классическая идеальная жизнь индийского мудреца делится на четыре стадии: ученик, глава
семьи, обитатель леса и аскет (Smith, 1987). Согласно традиционной индийской концепции, каждая
стадия продолжается 25 лет, а весь цикл человеческой жизни должен нормально охватывать более 100
лет, как это и было в древности.
В индийской литературе повторяется мысль о том, что человек для достижения самореализации
должен пройти все четыре стадии. В каждой стадии есть свои задачи, каждая преподает урок и опыт.
На первой стадии человек ведет образ жизни ученика.
Он живет в семье учителя. Кроме
профессиональных навыков и умений, традиционное индийское образование направлено на
формирование характера с помощью эмоциональной и духовной дисциплины. Цель ученика
стать
зрелой личностью, подготовленной к тому, чтобы вести гармоничную продуктивную жизнь и не быть
рабом своего настроения, привычек и влечений.
После завершения этой стадии ученик возвращается домой и, женившись, становится главой
семьи. Обязанности главы семьи состоят в ведении семейного бизнеса и выращивании потомства.
Глава семьи ищет удовлетворение в семейных удовольствиях, в достижении профессиональных
успехов, в служении обществу как активный и ответственный гражданин. Так как характер образцового
индуса закалился на первой стадии, он или она теперь в состоянии себя контролировать и вести
умеренный образ жизни. Он или она обуздали сексуальные желания, стремления к славе и богатству и
довольствуются скромными радостями и обязанностями семейной жизни.
«Если ты побежишь за миром, мир будет ускользать от тебя. Если ты побежишь от мира прочь, он
устремится за тобой» (Hari Dass, 1973).
Третья фаза жизни —
обитатель леса.
Человек постепенно удаляется от семьи и отходит от
профессиональной деятельности. Когда муж и жена подходят к возрасту старше 50 лет, их дети
вырастают и становятся достаточно самостоятельными, чтобы выполнять свои семейные обязанности.
Пожилая пара удаляется в небольшой уединенный дом в лесу или остается жить в семейном жилище,
сложив с себя дела и семейные обязанности. Старики общаются с остальной семьей, помогают советом
детям, если те в них нуждаются.
Последняя четверть века посвящена четвертой фазе —
отказу.
Переход в нее отмечается
ритуалом, напоминающим похороны. Человек считается официально мертвым, он свободен от всех
социальных обязательств и личных уз, может свободно заниматься реализацией своего «я», не
ограничиваясь требованиями и условностями внешнего мира.
Самореализация
Черты духовного развития варьируются в разных видах йоги. Так, в карма-йоге на первом месте
стоят самодисциплина, сила воли и самоотверженное служение. В бхакти-йоге главной считается
любовь к богу. В джнана-йоге духовный рост — прежде всего развитие способности различать и
занятия самоанализом. В других школах йоги духовный рост подразумевает способность медитировать,
отвлекаться от внешнего мира и мира чувств и сосредоточиваться на «z» или духе.
Hosted by uCoz