Navigation bar
  Print document Start Previous page
 473 of 726 
Next page End  

Социальные отношения могут преподать урок религиозной преданности. На Западе мы считаем
Бога исключительно космическим персонажем, а в Индии божество имеет множество лиц: отец,
ребенок, друг, гуру или возлюбленный. Относясь с преданностью и любовью к своим близким, человек
учится ощущать любовь к людям вообще и любить остальных, как братьев и сестер.
Те, кто достиг самореализации, понимают, что их социальное существование и поведение
обусловлены обществом и культурой. Когда они достигли самореализации, то находятся в обществе, но
ему не принадлежат. У них действительно появляется свобода выбора. Реализовавшиеся йогины могут
избрать обычный тип поведения или вести себя в соответствии с другими внутренними стандартами.
Их вновь обретенная свобода заключается в них самих, в сознании себя спокойным,
трансцендентальным центром бытия (Chaudhuri, 1975).
«Истинная свобода состоит в том, чтобы совершать все действия в соответствии с правильными
суждениями и свободным выбором, а не под влиянием привычки» (Yogananda, 1968b).
Воля
Ранние формы йоги включали строгий аскетизм и необычайную силу воли. Концепция тапас,
аскезы, остается центральной концепцией многих йогических практик и сегодня. Аскеза предназначена
для дисциплинирования ума и тела, когда человек выходит за рамки комфорта и преодолевает
тенденции потворства собственным желаниям и беспокойства. Голодание, пребывание в неподвижном
состоянии асаны и медитативная практика являются в современной йоге самыми популярными видами
аскезы. Один йогин так описал обуздание воли: «Ежедневная чувственная тоска истощает ваш
внутренний мир... странствуйте по миру и владейте собой, как лев; не позволяйте лягушкам
чувственной слабости пинать вас!» (Sri Yukteswar in Yogananda, 1972, p. 149) Упражнение воли помогает
изучающим йогу бороться с ленью, сопротивлению дисциплине и позволяет вырабатывать
соответствующие черты характера.
«Пусть не ликует от радости, не колеблется скорбью,
Не заблуждается стойкий духом, постигший Брахму, утвердившийся в Брахме» («Бхагавадгита», V:
20).
Эмоции
Учение йоги направляет энергию на духовный рост человека.
«Пока эти страсти (гнев, похоть и так далее) направлены к миру и его объектам, они — наши
враги. Но когда они направлены к Богу, то становятся лучшими друзьями человека, так как тогда они
ведут его к Богу. Жажду и влечение к мирским вещам следует сменить на страстное влечение к Богу;
гнев, который человек чувствует по отношению к своему ближнему надо обратить на Бога за то, что тот
не открыл ему себя. Со всеми страстями следует поступать одинаково. Эти страсти нельзя уничтожить,
но можно их преобразовать» (Ramakrishna, 1965, р. 148).
Патанджали различает болезненные и безболезненные волны сознания (Yoga Sutras, I:5).
Болезненные волны — это мысли и эмоции, которые усиливают незнание, спутанность или
зависимость. Они не всегда вызывают неприязнь (как гордость, например). Безболезненные волны
ведут к свободе и знанию. Самые большие препятствия спокойствию — болезненные волны сознания,
такие, как, например, гнев, желание и страх. Культивирование в себе безболезненных волн порождает
позитивные подсознательные тенденции, взаимодействующие с негативными тенденциями. Однако
конечная цель йоги — преобразовать даже позитивные эмоции в трансцендентные (Prabhavanda &
Isherwood, 1953). Преобразование любви и радости в трансцендентные чувства может показаться
неестественным, но даже самые положительные переживания связывают нас с миром чувств. Мы
должны вырваться из него, чтобы увидеть наше «я».
«Не путай понимание с большим количеством новых слов... Священные писания полезны; они
пробуждают желание реализовать свое «я», когда их медленно читаешь, размышляя над одной строфой.
А в другом случае продолжительные интеллектуальные занятия поощряют тщеславие, ложное
удовлетворение: такое знание не усваивается» (Yogananda, 1972).
Hosted by uCoz